Рецепты шеф-поваров 

Татарский национальный напиток алкогольный – Tatar national cuisine: food, drinks, sweets.

Как приготовить напиток буза дома – рецепты и технология

Как известно, слово «буза» в русском языке – синоним слов «чушь», «чепуха», «ерунда». Почему так сложилось – непонятно. Ведь буза – традиционный напиток тюркских народов, оригинальный аналог нашего кваса – вещь не только достаточно хлопотная в приготовлении, но еще и вкусная, а также зело полезная для организма. А вот другое однокоренное русское слово – «бузить» – уже лучше отражает суть вещей, ведь под этим тонизирующим и слегка алкогольным снадобьем так и тянет покуролесить! В общем, читаем рецепты и начинаем бузить!

Сейчас в интернете можно найти массу способов приготовления бузы в домашних условиях, но рецепты эти, в основном, включают в себя дрожжи и рафинированный сахар – ингредиенты, которые были вряд ли доступны древним башкирам или киргизам. Разве что, если удавалось в набеге захватить какой-нибудь Ашан, а в средневековье их еще было не так много, как сейчас.

На самом деле буза – напиток изначально совсем слабоалкогольный, схожий с русским квасом, то бишь – продукт двойного, спиртового и молочнокислого брожения (о правильном бездрожжевом квасе вы можете прочесть в статьях о хлебном и зерновом квасе). Отсюда же вытекают и полезные свойства бузы – благотворное влияние на кишечник и желудок, помощь в переваривании жирной пищи, успокаивающее и антистрессовое действие – все это относится только к напитку, приготовленному без участия хлебопекарских или спиртовых дрожжей. Как только в дело идет «Саф-Левюр» и сахар, целительные свойства сразу исчезают. Зато – резко возрастают свойства бодрящие и веселящие, что, в общем, тоже неплохо.

Сегодня мы рассмотрим сразу четыре рецепта бузы – три из них современные, с применением дрожжей, а один – старинный туркестанский, без дрожжей, с осахариванием рисовой муки просяным солодом – почти как в пиве. Кстати, во всех рецептах дрожжи вполне можно заменить обычной ржаной закваской (в рецепте солодового кваса описан ее подробный рецепт), получив не то что бы традиционный, но вполне аутентичный напиток – хотя бы по технологии двойного брожения. Что ж, переходим к рецептам – но для начала немного теории.

Напиток «Буза» – рецепты, различия, история

Когда точно появился напиток «Буза» и кто его изобрел – загадка. Историки склонны думать, что его готовили монголы еще до Ига, а уж вместе с лихими раскосыми всадниками буза распространилась среди народов средней Азии – туркменов, башкиров, киргизов, татар, – потом «переехала» на Кавказ и в Крым, проникла в Турцию, где приобрела огромную популярность. Турки принесли свой напиток на Балканы и в восточную Европу, где его также полюбили многие народы – особенно албанцы и болгары. В Румынии также популярна буза, только тут ее называют иначе – «Bragă». Знакомо звучит, не правда ли?

Споры насчет того, должна ли буза содержать алкоголь или же нет, не затихают уже не одну сотню лет. Как же – ведь в ходу этот напиток, в первую очередь, в исламских странах. Например, многие турки связывают распространение бозы с именем легендарного дервиша Сары Салтыка, другие оспаривают эту теорию, утверждая что ну не мог праведный человек, правоверный мусульманин, популяризовать хоть и слабо, но все же – алкогольный напиток. Так что, скорее всего, та самая, первая буза, как и квас, спирта почти не содержала. Позднее стали готовить более крепкие варианты напитка, которые из них еще в Средние века стали перегонять на араку –  крепкую водку, ведь, как известно, технология дистилляции была изобретена в Азии. В XVI веке султан Селим II вовсе запретил бузу, так как в нее стали добавлять… опиум! Да уж, вот тебе и бодрящий напиток. Сразу скажу – такого рецепта у нас сегодня не будет.

В целом, существует несколько основных видов бузы, в зависимости от национальных и аграрных традиций того региона, где ее готовят. Самая распространенная у нас разновидность напитка «Буза» – башкирская, делается из овсяной крупы. Вторая популярная буза – крымскотатарская, готовится из пшена. В Туркестане и Узбекистане для ее производства применяют рисовую муку (самое то под классический узбекский плов!), а в Малой Азии, на Балканах и в восточной Европе – кукурузу, рожь и пшеницу, только называют ее тут «боза». В общем, сделать бузу можно из любого злака, как и пиво – было бы желание.

Приготовление бузы в домашних условиях – рецепт из геркулеса

Самый простой, доступный и распространенный рецепт приготовления башкирской бузы. Изначально в рецептуре примялся цельный овес, который особым образом пропаривался, обжаривался и измельчался, но сейчас вполне можно обойтись овсяными хлопьями – все подготовительные работы для нас уже сделал производитель.

  • овсяные хлопья «Геркулес» – 600 г
  • сливочное масло – 100 г
  • пшеничная мука – 50 г
  • сахар – стакан
  • дрожжи хлебопекарские – 3-5 г
  • вода – 6-7 литров

Овсяные хлопья перемолоть в блендере или кофемолке в мелкую муку. Добавить муку пшеничную. Масло растопить на большом огне, кипящим влить в сухую смесь, залить двумя чашками кипятка. Все тщательно перемешать до образования однородной кашицы, укутать и оставить на полчаса. После этого – открыть и добавить еще 2 литра теплой воды, сахар вновь тщательно перемешать и внести дрожжи. Через два-четыре часа масса должна начать «подавать признаки жизни» – пениться, источать кисловатый запах. Когда это произошло – добавляем к напитку остальную воду, перемешиваем, накрываем марлей и переставляем в теплое место на 24-32 часа. После этого бузу нужно отделить от дробины – остатков муки, пролив ее через марлю или плотную ткань, и переставить в холодное место, чтобы прекратить брожение. Можно добавить сахар по вкусу. Если разлить бузу в закупоренные бутылки, она станет слегка газированной, как квас. Готово!

Как сделать напиток «буза» из булгура

Более сложный и интересный вариант бузы, родиной которого считаются Балканы и Турция, что-то подобное готовят албанцы и по сей день. В рецепте применяется йогурт – брать нужно исключительно несладкий и не пастеризованный, лучше всего – домашний, на закваске, так как этот ингредиент должен запустить в напитке кисломолочное брожение.

  • булгур – 2,5 стакана
  • вода – 4 литра
  • мука пшеничная – 2 ст.л.
  • сахар – 450 г
  • йогурт чистый – 125 г
  • дрожжи – 2,5 г
  • ванильный сахар – 5 г
  • корица – для подачи

В рецепте также нет ничего особо сложного. Берем 2.5 литра чистой воды и замачиваем булгур на ночь, часов на 10. После этого – ставим на огонь и потихоньку варим 2 часа. Теперь смесь нужно растолочь погружным блендером помельче и процедить любым удобным способом, а дробину – то есть, процеженную крупу – залить всей оставшейся водой и вновь поставить на плиту, проварив еще час, после чего – опять процедить. Дробина нам больше не нужна, в ней уже не осталось ничего ценного.

Делаем примитивную закваску из пшеничной муки – провариваем ее с небольшим количеством воды до сметанообразной консистенции, растворяем сахар, даем остыть до 30 градусов и вносим дрожжи. Через полчаса, когда дрожжи заработали, заливаем все это дело в булгуровый отвар, туда же отправляем йогурт и ванильный сахар. Через два дня выдержки при комнатной температуре все готово! Хранить бузу лучше всего в холодильнике, чтобы она не продолжала «бузить», то бишь бродить.

Рецепт бузы из пшена – крымский вариант

Современный рецепт напитка «Буза», которым по сей день пользуются приазовские греки, выселенные с Крымского полуострова в XVIII веке. Кстати, само слово «буза», скорее всего, происходит от древнеиранского названия проса, а это как раз и есть пшено. Так что данный вариант – наверняка самый правильный по составу злаков.

  • вода – 18 литров
  • пшено промытое – 1,2 кг
  • мука пшеничная – 0,5 кг
  • дрожжи – 100 г
  • сахар – по вкусу

Пшено заливаем тремя литрами воды, ставим на медленный огонь и варим, пока каша не разварится. В процессе берем муку и заливаем парой литров кипятка, перемешиваем и остужаем. Разводим дрожжи в половине литра воды с парой ложек сахара, перемешиваем и заливаем в мучную смесь, опять все тщательно размешиваем и оставляем при комнатной температуре на 4 часа, после чего – выливаем в сваренную и остуженную пшенную кашу.  Все это дело ставим на брожение еще на 12 часов.

Перекладываем подбродившую массу в сито или большой дуршлаг и промываем оставшейся по рецепту водой, чтобы вымыть из нее все, кроме твердой дробины. Дробину дополнительно отжимаем, после чего выбрасываем. К жидкости добавляем сахар по вкусу, оставляем дображивать в теплом месте еще 12-18 часов, после чего – перемещаем в холодное место. Готово!

Туркестанская буза из пшенного солода и рисовой муки – без дрожжей

Единственный на сегодня рецепт бузы из пшена и риса, в котором не используются дрожжи. Сомневаюсь, что перед тем, как готовить бузу, вы будете специально проращивать солод из проса, поэтому просто берем любой зеленый не ферментированный солод, который попадется под руку.

  • рисовая мука грубого помола – 3 кг
  • вода – 9 литров
  • масло сливочное – 300 г
  • солод – 800 г

Для начала рисовую муку нужно разбавить тремя литрами воды и проварить до тех пор, пока не образуется густоватый «клейстер». Массу нужно остудить, прикрыть полотенцем и выдержать при комнатной температуре трое суток. После этого берется кастрюля или котел, стенки которого тщательно смазываются сливочным маслом – это нужно сделать, во-первых, для правильной консистенции и вкуса будущей бузы, а во-вторых – чтобы рис не пригорел. В ёмкость добавляем всю рисовую «кашу» и еще три литра воды, снова доводим до кипения и, тщательно перемешивая, варим еще час.

В массу подливаем воды до тех пор, пока она не достигнет консистенции густой сметаны – понадобится еще около 3-х литров. Смесь должна остыть до температуры 60-70 градусов, после чего в нее можно внести дробленый солод. Все тщательно перемешать, укутать и оставить еще на час, после чего остудить, прикрыть марлей и оставить на двое суток для брожения. Теперь почти готовую бузу нужно процедить от дробины и переместить в холодильник. В слегка газированном виде этот напиток будет еще вкуснее!

Как мы видим, все сегодняшние рецепты бузы в домашних условиях вполне воспроизводимы, по сути это что-то среднее между приготовлением пива и кваса. Самое то, если вы делаете свои первые шаги к пивоварению – можно потренироваться работе с зерновыми культурами, получить бесценный опыт, а кроме того – и «побочный продукт» – вкусный, полезный, тонизирующий напиток!

therumdiary.ru

Алкогольные напитки в культуре крымских татар

Заголовок несколько наглый, ну, есть модное словечко «провокативный». Считается, что в Крыму виноделие берет начало от колонизаторов эллинов. Однако сами греки отнюдь не считают себя родиной виноделия. И археологи убеждают нас, что древние жители Крыма тавры делали вино.
В период Крымского ханства красное крепкое густое вино имело стратегическое значение. Эким кара доктор чёрный это самое знаменитое вино Крыма. С привкусом шоколада, но это не важно. Оно восстанавливает потери крови. Колотые и резаные раны в средние века требовали и от правоверных уважения к вину и виноделию.

Пещерный город Бакла, баклажечная, емкостная. Крупнейший винодельческий комплекс Хазарского каганата

Общеизвестно, что Ислам запрещает правоверным употреблять вино. Скажем сразу, что многочисленные торговые точки, на которых крымские татары «реализуют» нелегальные алкоголические смеси типа «ЧОРНЫЙ ШАЙТАН» со всевозможными яркими расцветками и романтическими названиями, никакого отношения ни к культуре, ни к виноделию не имеют.

Такие случаи надо просто жестко пресекать
. Особенно нагло и неприкрыто уже полтора десятка лет спиртовыми фальсификатами торгуют на курорте Алушта.
В этом обзоре мы разберемся с традиционными алкогольными напитками крымских татар и, как обычно, укажем связи с туризмом, историей, региональными особенностями как продукта местности.

Буза
, вероятно, один из самых древних слабоалкогольных напитков.
Это бодрящий шипучий напиток, изготовленный из пшена или риса. На протяжении веков был распространен в Крыму, продавался в магазинах, лавках, закусочных. В 1890 году в СПб Константин Константинович Казанский защитил диссертацию на степень доктора медицины по теме «Определение составных частей бузы и положение ее в ряду спиртных напитков«. Краткие выдержки из этого труда, посвященные крымской бузе приводятся в хрестоматии Крымские татары.
Если коротко, то самой крепкой Казанский считал рисовую туркестанскую бузу, а пшенную (которую делали казанские, рязанские и кавказские татары) — менее крепкой. Брожение давало угольную кислоту, молочную кислоту и жиры. Состав — просо, пшено, пшеничная мука в равных частях добавляется на 5 частей воды. все это варится до некоей кашеобразной массы, которая потом охлаждается и закисает в деревянной посуде (дежа). Потом эту закисшее жидкое тесто берут частями, сколько надо, обливают горячей водой и через сито сливают в котел. Сахар, мед или изюм, как я понял добавлялся уже вот в эту жидкость.
И как раз на этом этапе нужен лед, чтобы быстро привести ее в товарный вид! Известная крымская пещера Бузлук-коба славится именно своим льдом, поэтому ее название переводят как Ледяная. Однако более древнее и основное значение слова буз — рубить, колоть. Отсюда, кстати, и турецкое слово баши-бузук (буквально — головорез).
Мастер, который приготавливает бузу — бузачи. На сите тесто для бузы надо было тереть, чтобы оно хорошо смешалось с водой. Отсюда бузотер наверное? Работа, в принципе, не сильно утомительная.
Далее в своей диссертации проф. Казанский указывает, что буза более древний по происхождению напиток, чем пиво, основанное на брожении солода. Буза, как некоторые самые древние виды бельгийского пива, основана на молочнокислом брожении крахмала, который содержится в пшеничной муке.
Если говорить в целом об алкоголе у мусульман Северного Причерноморья: в Аккермане, Белгород Днестровский, покровителем цеха бузачи, то есть объединения мастеров по изготовлению бузы считался мифический великан Сал-сал. Об этом писал Эвлия Челеби.
Если буза технологически древнее пива, то её опьяняющее действие вполне может восходить ко временам культа пещерного медведя.
Сал — склон, косогор, сток в арийских языках. Сал-сал одно из имен медведя, то есть косолапый. Сал-сал — вперевалку, пьяный(косой!).
В войну 1941-45 циркачи возили медведя для фронтовых выступлений в обычных поездах, давали ему водку, чтобы спал. Это к тому, что буза имела когда-то ритуальное значение, впрочем как и все наркотические и алкогольные вещества. Поэтому бузу обязательно готовят на древние праздники.

Унаследованный греками Приазовья (юг Донецкой области) праздник «Панаир» (Панагийон — всех святых) соответствует общеевропейскому христианско-языческому празднику День Святого Георгия вешний и крымтатарскому празднику Кыдырлез в начале или середине мая, перед выгоном скота на летние пастбища. В Горном Крыму исламская и христианская общины отмечали этот праздник совместно, причем девушки и парни разных религий могли договориться на этом празднике о свадьбе осенью. В таких случаях невеста переходила в веру жениха.

Для классической крымской бузы Казанский приводит такие температурные стандарты: закисание в течение 2 дней при температуре 17 град С — это может быть температура традиционного крымского каменного цоколя (то есть части дома, которая одной стороной заглублена в землю, в косогор, а одной стороной выходит уже на уровень улицы), далее, приготовленный через сито напиток разливается по бутылкам или кувшинам и хранится при 12 град С — это обычная для Крыма температура погребов ниже 1.5 метров от поверхности земли. Фактически это среднегодовая температура для Предгорного Крыма. Такая буза сохраняет отличное качество до 9 дней, а пригодна для питья 14 дней (спирт достигает 1% весового). Путешественники 15-18 веков отмечают, что выпивать огромное количество бузы у  военной аристократии Крымского ханства считалось очень престижным.

Вино виноградное.
Сразу уточним, что виноделием в Крыму занимались караимы и крымские греки (а также другие христиане). И сразу уточним, что избегая депортации из Крыма в 1778 году целые деревни крымских христиан переходили в ислам. Они перестраивали церки в мечети, однако продолжали хозяйственную деятельность в прежнем стиле. Особенно это касается судакских татар, чьи православные предки производили в огромных количествах вино для продажи генэзцам.Уже в период Российской империи судакские татары также изготовляли товарные партии вина, причем, известен грандиозный скандал с подделкой французского шампанского: некие еврейские предприниматели из Франции просто привозили пустые бутылки и этикетки дорогих марок шампанского. Потом сбывали его в Москве и Петербурге, однако попались.
В средние века, особенно при господстве Хазарского каганата, где вино требовалось для иудейских ритуалов и праздников, в Крыму производилось огромное количество вина. Причем для продажи в дальние земли и для винолечения раненых в дальних военных походах.
Раннее средневековье в Крыму это Византийская империя. Она отличалась консервативностью, а Крым был ее самым глухим, самым отдаленным и холодным уголком, куда на каторгу ссылали опасных смутьянов и вольнодумцев – нечто вроде Сибири для Российской империи и Советского Союза.
Впрочем, климат Крыма тогда был даже мягче и благодатнее для сельского хозяйства, чем теперь, а товарность хозяйства в Крымском Предгорье была даже выше, как и плотность населения. Она особенно выросла в VIII веке, когда византийский император Лев III решил положить в метрополии конец экономическому и политическому влиянию монастырей. Основным предлогом упразднения монастырей и присвоения их земель и имущества было то, что почитание икон объявлялось поклонением идолу. Иконопочитатели тысячами спасались в Крыму, основав тогда сотни новых монастырей.
Каждая гора или урочище с короткой “приставочкой” Ай- (святая, святой) по всему Горному Крыму и Южнобережью стали тогда убежищем для одного или нескольких монастырей. Например, один из выступов мыса Ай-Тодор, известного по замку Ласточкино гнездо, называется Монастыр-бурун, на Медведь-горе (Аю-даге) монастырей было с полдесятка, над Ореандой был Ай-Никола, а над Алуштой Ай-Йори (Святой Георгий) и так повсюду, но более всего знамениты пещерные монастыри окрестностей Бахчисарая.
Юго-западный Крым это не просто район древнего виноделия. Обилие вырубленных в известняковых скалах тарапанов (давилен), емкостей для брожения и подвалов для хранения амфор во всех пещерных городах и монастырях говорит о том, что виноделие имело товарный, коммерческий и весьма успешный характер. Лучше всего об этом можно судить по остаткам двух винодельческих хозяйств в пещерном городе Бакла (южнее с. Скалистое, 17 км шоссе Симферополь — Бахчисарай). Само название города отражает то, что здесь более тысячи “баков”, аккуратно вырубленных в монолите, круглый год сохраняющим температуру в 12-14 градусов – идеальную для вина. В античные и средние века в таких емкостях хранили также зерно и бобы. В современном крымскотатарском языке слово бакла означает фасоль. А от татарского баклак происходит русское слово баклага. На Бакле основная часть емкостей использовалась для сыпучих запасов, но соседство сотен баков с давильнями ясно говорит об их предназначении. Только одна из винодельческих усадеб производила в 4-6 веках нашей эры до 60 тысяч литров вина. Это легко понять по обилию каменных емкостей в форме пифосов. Они поражают своей правильной формой и гладкой внутренней поверхностью – герметичность ей обеспечивали воском и другими природными материалами. Вокруг широкой горловины (чтобы при необходимости влезть и человеку) сделано углубления для защиты от дождевой воды. Для ее отвода выбита целая система канавок. Каждый бак когда-то закрывался мощной каменной хорошо притертой крышкой. Полное ее запечатывание в период холодов позволяло замедлять процесс брожения и производить полусухие вина, вина с остаточным сахаром. У южного обрыва пещерного города Бакла сохранились и прессы (для выжимки сока на белое вино), и плоские терки для подготовки материалов на красное вино. Прессы имеют в своих каменных основаниях углубления для крепления мощной деревянной рамы. На ней подвешивался каменный груз, вроде гири в несколько сот килограммов, цилиндрической формы, наверху с проушиной для каната. Тарапаны (терки размерами примерно 1 на 2 метра) имели вырезанные в известняковом монолите бортики по краям и систему ложбинок для стока. Специальные ложбины были выбиты для отвода от виноматериалов ливневых вод. Небольшие подвалы со специальным удобным выступом для ноги человека, предназначались для хранения амфор с готовым вином. Сейчас все винзаводы Крыма вместе взятые не могут выпускать столько вина из аборигенных сортов. Европейские гораздо урожайнее. Но ведь качество (и цена!) «Черного доктора» не идут ни в какое сравнение с Рислингом или портвейнами из смеси европейских сортов.
Остатки тарапанов и давилен легко увидеть на Мангупе, Чуфут-кале, Эски-кермене, Качи-кальоне. Интересно, что и на Мангупе потеря Хазарского рынка ясно прослеживается в археологическом материале. У подножия вертикального обрыва Тепе-Кермен интересны остатки большой винодельческой усадьбы, многочисленные углубления с желобами между ними были прессами, терками и емкостями для технологических операций с виноградным суслом и мезгой. Оценить их производительность не так просто, а вот хозяйственную жизнь другого пещерного комплекса – Чильтер-коба вблизи села Верхне-Садового археолог В.Н. Даниленко описал очень подробно и доказательно. Монастырь Святого Федора существовал здесь с 8 по 15 века. За столом в трапезной были места для 12-14 человек, зерновая яма позволила хранить около 5 тонн зерна, а тарапаны и другое винодельческое оборудование позволяло изготовить до 300 тыс. литров винограда в год. Некоторое количество лоз на террасах выращивали сами монахи, одичавшие лозы и сейчас еще плодоносят. Но, конечно, и зерно, и виноград они покупали у деревенских жителей долины реки Бельбек, что давало средства для жизни нескольких сот человек.
Гибель Хазарии привела к краху лишь некоторые винодельческие усадьбы, прежде всего феодальные. Они же наибольшим образом страдали и от набегов кочевников и от междоусобиц. Самый страшный удар был нанесен всем поселениям и крепостям Крыма в 1299 году, вскоре после того, как был убит внук темника Ногая, собиравший дань для Золотой орды. Тем не менее, шаблонные рассказы экскурсоводов о том, что “монголо-татарское иго” и Крымское ханство прервало в Крыму традиции виноделия, не имеют никаких оснований. В том же 13 веке на побережье Крыма осуществляют торговую экспансию две соперничающие купеческие республики Италии – Венеция и Генуя. Вначале лидирует Венеция, но в 1266 году наместник Золотой орды в Крыму Мангу-хан отдает Кафу (Феодосию) генуэзцам, а к 1365 году они контролируют уже все южное побережье вплоть до Чембало (Балаклавы) и даже Инкерман на западе Крыма. Помимо лучших в мире яблок синапов в форме бочоночков, ароматных груш армудов и прочих агро-чудес из Крыма большими объемами (и уже в бочках “по евростандарту”!) генуэзцы стали вывозить красное вино “кефесие”, что означало просто кафинское. Доходы от его продажи имели настолько стратегическое значение, что для распределения воды в округе Судака, главного владения генуэзцев, избирали специальное должностное лицо второе по значению после консула. Объемы вывоза вина достигали в год 170 тысяч ведер (ведро, как мера объема, равно 12,4 л). В 1475 году генуэзцев с побережья Крыма выбили турки, но и спустя сто лет их господства там виноградарство по-прежнему процветало.
Посланник польского короля Мартин Броневский, проведя 9 месяцев при дворе крымского хана Мухаммед-гирея, опубликовал затем, в 1595 году, в Кельне “описание Крыма”, где помимо прочего отмечает прекрасный вкус местного вина, обширность виноградников в округе Кафы и Судака. Среди всего прочего, Мартин Броневский пишет о том, что послы, приглашенные к хану на прием в знак особого его расположения получали из рук его чашу с вином и медом. Не будем упускать из вида и то, что именно при ханской дворе сложилась особая музыкальная форма крымскотатарской музыки долу. Вероятно, уже в те времена сложилась и технология уваривания вина, чтобы сделать его крепким и сладким — как это сейчас делается для производства таких вин как «Ай-Серез» и кагоры. Мартин Броневский пишет: «Знатнейшие и богатые употребляют хлеб, говядину, переваренное вино и сладкие напитки; а простой народ не имеет хлеба, употребляет вместо него толченное пшено, разведенное водою и молоком и называемое обыкновенно касса (каша, надо полагать — прим.); вместо питья употребляют кобылье молоко и сыворотку«. То есть вкусы к вину у татарской знати остались сугубо скифские…
Крымские ханы собирали огромные пошлины с виноградников караимов, чьи иудейские обряды требовали вина, впрочем, доходность виноделия тоже способствовала сохранению традиций. Христианские монастыри по заветам Чингиз-хана от налогов были освобождены. Но с купцов, вывозивших вино из окрестностей Мангупа и других ханских владений, налоги поступали огромные – около 20% от цены вина. То что на этикетке самого знаменитого вина Крыма с 1967 года значится крымско-татарское название сорта Эким-кара (Черный доктор), можно считать гражданским подвигом его воссоздателей – совхоза “Солнечная Долина” и объединения Крымсвохозвинпром. Ведь тогда любое упоминание о крымских татарах было под строгим запретом. В 1949 году Владимир Ильич Голубев закончил Крымский сельхозинститут и получил диплом ученого агронома со специализацией виноградаря-винодела. Работу начал подвальным рабочим на Симферопольском винзаводе, затем возглавил цех обработки вин. В 1955 году после аспирантуры его направляют главным виноделом в “Солнечную Долину”, единственное место, где сохранились аборигенные сорта. Тогда из смеси белых сортов было приготовлено десертное “Солнечная Долина”, а из смеси черных легендарное вино марочное десертное красное «Черный Доктор» — редчайшая марка десертного вина готовится из уникальных сортов винограда: Эким Кара, Джеват Кара, Кефесия, Крона, произрастающих только в Крыму.
То, что в ханские времена производство вина из Эким-кара было поставлено на широкую ногу, вопреки запрету законов Шариата, связано с доказанными кроветворными и ранозаживляющими свойствами этого сорта. “Война была ремеслом Крым-гирей хана” из этой надписи на одном из надгробий ханского кладбища в Бахчисарае вполне понятно, что война требовала и много целебного вина, которым промывали раны для обеззараживания, а затем добавляли вино в горячее питье для восполнения потерь крови.
Еще Л.П.Симиренко, описывая винодельческие традиции Крыма в 19 веке, уверенно называет окрестности Бахчисарая, Белогорска, Старого Крыма и, конечно, Судака среди главных центров производства уникальных местных вин. Но огромный и до сих пор не восполненный ущерб здешнему виноделию принесло переселение (вначале в 1778 году обманом, а на следующий год и принуждением) христианского населения русскими войсками А. В. Суворова. Его целью был подрыв экономики Крымского ханства и заселение земель Приазовья, с которых были выселены ногаи. О ногаях отдельно в разделе про кумыс.

Вино кизиловое — сложно сказать, насколько это традиционный напиток. Однако качество его, как сувенира в местечке Арпат (Зеленогорье) у знаменитого горного озера с тарзанкой, вполне хорошее. На Зеленогорье возят экскурсии из таких курортов как Алушта и Судак. Возможно, что кизиловое вино делают и  в других местах Горного Крыма.

Кумыс
Кумыс слабоалкогольный напиток из кобыльего молока, важное терапевтическое средство в лечении туберкулеза и алкоголизма, укреплении иммунитета. Кумыс известен уже в глубокой древности по описаниям кочевников юго-восточной части России и средней Азии (Геродот). В конце 19 в. шотландский врач Джон Грив, служивший в русской армии, засвидетельствовал питательное и терапевтическое его свойство. Под влиянием микроорганизмов в кобыльем молоке сначала развивается молочно-кислое брожение; затем спиртовое. Таким образом, кумыс может быть и достаточно крепким. В Крыму кумыс производится в очень небольшом количестве лишь в одном хозяйстве Белогорского района, в поселке Зеленогорское (Эфенди-кой). К чести владельцев фирмы, гости Крыма имеют возможность увидеть производство кумыса, послушать очень занятную экскурсию, попробовать свежий кумыс и купить в качестве сувениров кумыс, конскую колбасу и тушенку из конины. Самое интересное: чтобы доить кобылу, к ней сзади подводят жеребенка-сиротку. У кобылы сразу само собой начинается выделение молока от жеребенка, который не пахнет другими кобылами. На трассе Симферополь — Белогорск — Феодосия кумыс обычно продается у автостанции Богатое в торговом центре.
Мангупский самогон
Благодаря международной археологической экспедиции на Мангупе это крепчайший и весьма энергетический напиток из зеленых грецких орехов (его готовят крымские татары из села Хаджа-сала) получил мировую славу. Насколько он древний… Не берусь утверждать, однако изготовление самогона и домашних крепких напитков в культуре современных крымских татар явление достаточно широкое.

kraevedenie.net

Молочная водка архи сохраняла народ от пьянства?

 

Так или иначе, люди продолжают употреблять. Особенно проблема пьянства и алкоголизма, как известно, сильна в России. А уж среди коренных этносов и «малых народов», как уже принято считать – и вовсе убийственна. Однако алкоголь в жизни разных народов присутствовал всегда. Почему же именно в наше время проблема алкоголизма стала массовой и особенно острой? На этот вопрос найдется много разных версий ответа. И каждая требует своей «проработки». Но текст, который АРД предлагает вниманию читателей, раскрывает тот ракурс «проблемы пития», о котором редко вспоминают.

Впрочем, немудрено. Традиционные напитки, присущие национальным культурам коренных этносов – алкогольные и без – постепенно уходят в небытие. Они не выдерживают конкуренции с достаточно дешевой и повсеместно доступной водкой массового производства. И требуются немалые усилия и большое желание энтузиастов, чтобы сохранить хотя бы старинные технологии. Но блогер Андрей Ратманов напоминает нам о том, что не только технологии домашнего производства, но и сама культура употребления «национального алкоголя», формировавшаяся веками – предохраняла народы от повального пьянства. 

О молочной водке, умирающих традициях её производства и о том, почему Плано Карпини в ХIII веке ни разу не видел, чтобы вкусившие архи монголы дрались или даже ссорились – статья Андрея Ратманова.

 

АРАКА — МОЛОЧНАЯ СЕСТРА ВОДКИ, или ЗАПИСЬ В КРАСНУЮ КНИГУ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ

Любой, кому пришлось бы побывать в Сибири, пообщаться с коренными жителями этих мест – хакасами, бурятами, монголами, обратил бы внимание на одну особенность местного застолья. Перед тем, как выпить рюмку водки, мужчины безымянным пальцем левой руки разбрызгивают немного жидкости в разные стороны или символически выливают немного водки  на землю или в огонь движением «от себя» через край рюмки. Наливают водку всегда правой рукой, рюмка обязательно должна стоять на столе. Если голова наливающего не покрыта, он обязательно положит на нее ладонь левой руки.

Эти традиции связаны с ритуалом потребления местного алкогольного напитка — араки, архи, арьки, или молочной водки.

    

Для начала условимся в терминах. Точно также, как в романских и германских языках корень vin стал основой названий спиртных напитков из винограда (латинский — vinum, итальянский — vino, французский — vin, английский — wine, немецкий — wein), так и в арабском, тюркском и других азиатских языках появился общий корень для обозначения дистиллируемых спиртных напитков — «арак», с арабского — сладкий сок, сладкий напиток.

Наиболее известны три типа напитков, чье название связано с этим корнем: 1) аррак (arrack, arraq) — в Юго-Восточной Азии, Индонезии, Таиланде алкогольный напиток типа рома, который получают дистилляцией тодди  или сброженной смеси осоложенного риса с тодди или мелассой;  2) араки, арак, рака — турецкая финиковая водка;  3) арака, арька, арха, арсу — распространенный в основном среди тюркских и монгольских народов спиртной напиток, получаемый дистилляцией кислого молока. Иногда этот напиток называется «тарасун». У чувашей и удмуртов молочная водка называется «кумышка» (от «кумыс»), у осетин –  “цыребун»,  и т.д.

Архи, произведенная в Монголии в наши дни…

Основу пищи большинства степных и некоторых таежных народов составляет молоко — коровье, кобылье или верблюжье в зависимости от природных условий и хозяйственного уклада. А раз молоко – самый что ни на есть «подручный материал», то, как бы это ни казалось странным, именно оно стало сырьем для производства очень своеобразных спиртных напитков.

 

Дистилляция молочных рек     

Разные народы употребляют в пищу молоко различных животных: в тундре — оленье, в лесной зоне — коровье и козье, в горах — козье и овечье, в степях и полупустынях — кобылье и верблюжье, в некоторых других районах даже молоко буйволов, яков, овцебыков.

С точки зрения спиртового брожения самым лучшим является кобылье молоко: сахара-лактозы здесь 5,8% , больше, чем в молоке других домашних животных, жира, наоборот, меньше всего — 1% (в коровьем — 3,2%). Слабоалкогольный кисломолочный напиток из кобыльего молока называется кумыс. Алкоголя здесь может содержаться до 3%, как в пиве.

Кисломолочные напитки из коровьего, овечьего, верблюжьего или козьего молока называются у разных народов по-разному и содержат меньше спирта. Но дистилляция уравнивает шансы.    

Итак, теперь о сокровенном — о рецептуре араки.

Принцип приготовления  напитков, основанных на дистилляции кислого молока, одинаков у всех народов.

Как известно, молоко в национальных кухнях редко употребляется в натуральном виде — без пастеризации оно очень быстро скисает, и обычно часть парного молока предлагается только детям. Основное же его количество заквашивают в деревянной или глиняной посуде. Затем кислое молоко обрабатывается разными способами в зависимости от того, какие продукты нужно получить: сыр; сливки, а из них сметану и масло; простоквашу, а из нее творог; прохладительный кисломолочный напиток, а из него спиртное.

Чтобы получить напиток, из которого впоследствии можно выгнать водку (т.е. где наряду с молочным идет и спиртовое брожение), надо обязательно добавить в кислое молоко особо приготовленную закваску. Такие напитки называются у разных народов по-разному: айран, куренга — у хакасов, бурят, монголов, шубат — у казахов, чал — у туркмен, кумыс — у калмыков, башкир и татар.

 

Рассмотрим, как получают, например, айран    

Изготовление айрана — женская обязанность, впрочем, как и араки. Его делают обычно летом.

В огромную кадку (сабан) емкость — 5-25 ведер наливают несколько ведер кислого молока. В качестве закваски используют остатки старого айрана, или изготовляют новую: пахта, свежая простокваша и кусок сычуга. Также добавляют до шести ведер подогретой в казанах простокваши вместе с сывороткой и теплую воду. Все это бродит в течении 5-7 дней, все это время сюда добавляют остатки молочных кушаний, воду, сыворотку.

Для ускорения брожения два — три раза в день айран хорошо перемешивают мутовкой. Готовый айран употребляют в качестве повседневного прохладительного напитка.

Следует отметить, что некоторые русские этнографы рассказывали об айране, как о резко кислом, неприятном на вкус питие; именно эти отзывы заставили В. Даля написать в своем «Толковом словаре», что «арака перегоняется из вонючей кваши». Но многие считают, что айран на вкус кисловат и приятен.     

Когда при перемешивании айрана из него начнет с шумом выделяться угольная кислота и вся жидкость будет пениться и подниматься — он готов для перегонки. Накануне перегонки айран нагревают на огне — чтобы удалить кислоту.    

 

Молочная водка – редкий и дорогой продукт

Перегонку айрана осуществляют в обычном перегонном аппарате, состоящим из большого котла, паровыводящих труб и котла-охладителя. Получаемая после первой перегонки жидкость называется  арака и имеет крепость примерно 8%. Это прозрачная жидкость с запахом кислого молока. Вкус у араки кисловатый, но специфический из-за одной особенности перегонки.

Перегонный аппарат должен быть герметичным (существует поверье, что если при перегонке содержимое вытекает из котла, то домашний очаг будет разрушен). Герметичность перегонного аппарата обеспечивается тем, что все щели и швы замазываются вязким веществом, в состав которого входит навоз. Когда арака охлаждается, то она мутнеет, её вкус и запах становятся более резкими, вот почему её пьют подогретой и чаще всего распивают сразу после приготовления (сравни с японским сакэ). Исследователь калмыцкого быта И.А. Житецкий писал, что по вкусу арька напоминает спирт, разбавленный тёплой водой.

Получение молочной водки – трудоёмкий и материалоёмкий процесс. Из 10-ти вёдер айрана получается лишь одно ведро араки; сидение водки продолжается целые сутки, а ведь ещё надо приготовить сам айран. Поэтому молочная водка – это редкий и дорогой продукт, приготовляемый в больших количествах только богатыми семьями, а у простых людей появляющийся на столе один-два раза в году.

В эпических произведениях туркмен (например, «Огуз-наме») кумыс и арака фигурируют в качестве наиболее престижных и даже ритуальных напитков. Огуз-хан, готовясь к великому пиру, велел наполнить 9 сосудов аракой, а 90 — кумысом. То же соотношение — 1:10.

 

Как и любое другое значительное событие в жизни, процесс аракокурения ритуально обставлен.

К конечной стадии дистилляции в дом (в избу, в кибитку, в юрту) собираются гости. Первую чашку дистиллята хозяин льёт в огонь, из второй плескает в небо, из третьей — в дверь, из четвёртой льёт араку на глиняный идол, пятая предлагается сначала почётному гостю, а затем другим гостям по кругу.

Чтобы сделать водку более чистой и крепкой, её можно перегонять ещё и ещё раз, причем при каждой перегонке количество конечного продукта, естественно, уменьшается. У калмыков различают три стадии перегонки: арька (9-11%), орзо (до 20%), хорзо (свыше 30%). У монголов существует пять степеней перегонки: архи, арз, хорз, шарз и дун, крепость последнего также превышает 30%.

Жидкости, получаемые после третьей-пятой перегонки, считаются ядом и употребляются только как лекарство.     
 

Мифология молока и молочной водки     

Алкогольные напитки, образующиеся при естественном сбраживании, стали частью человеческого обихода так давно, что их происхождение объясняется исключительно легендами и мифами. Напротив, напитки, получаемые дистилляцией, появились в истории человечества относительно недавно.

Известно, что провансальский алхимик Арнольд Вильнев получил винный спирт из виноградного вина в 1334 году. Письменность, прекрасно развитая к тому времени в Западной Европе, чётко зафиксировала сей примечательный факт. Но, как пишет известный исследователь истории спиртных напитков В. Похлебкин, открытие процесса дистилляции другими народами – это не следствие прямого заимствования западноевропейского метода.

Производство оригинальных спиртных напитков путём дистилляции естественно перебродивших жидкостей неизбежно должно было возникнуть на национальной почве тех народов, основу пищевого рациона которых составлял один продукт. Аналогично тому, как возникновение хлебного вина (русской водки) было следствием развития зернового хозяйства, молочная водка появилась при попытках получить новые варианты молочных продуктов. И это могло произойти гораздо раньше 1334 года.

Молочная водка стала обычным напитком ещё тогда, когда не было ни летописцев, ни письменности. Поэтому происхождение араки было окутано тайной, а значит, стало сюжетом многих легенд и мифов.    

Вообще, молоко стало основой мифов многих народов мира. Это сокровище, ценнейшее подношение богам (особенно молоко с мёдом), целебное снадобье, придающее человеку особые качества. Враждебная человеку сила вредит именно тем, что портит или отнимает молоко у домашних животных. Легенд о происхождении Млечного пути — не счесть.

Интересно, что амрита — божественный напиток бессмертия в древнеиндийской мифологии — был создан пахтаньем мирового океана, сначала превращённого в молоко. Индийская сома — мифологический опьяняющий и галлюциногенный напиток (в древнеиранской мифологии он называется «хаома») — приготавливался с использованием молока. Как записано в священных книгах, растение, из которого делали сому, мочили в воде, толкли пестом в ступе или каменными давильными прессами выжимали из него сок (до сих пор не выяснено, что это за растение: эфедра, конопля, мухомор или что-то ещё). Сок процеживали, заливали в сосуды, смешивали с водой, молоком, кислым молоком. Полученная смесь бродила.

 

Чингисхан регламентировал употребление архи даже в мифах

Происхождение молочной водки — сюжет многих монгольских и бурятских мифов, в основном связанных с обожествленным образом Чингисхана.

Этнограф И.А. Манжичеев приводит легенду о волшебном напитке «архиин эрдэни» (с бурятского — «драгоценности, содержащиеся в вине») – даре богов, имеющем сверхъестественные магические свойства.

В архи (монгольский вариант названия араки) сочетаются следующие элементы:

1) испарения быстротекущей воды (этот элемент придает человеку лёгкость движений),

2) цветки растущих трав (вызывает румянец на лице),

3) пламя огня (человек может сгореть от вина, отравиться им),

4) узел лошадиных пут (пьяный ходит как стреноженный),

5) острое копыто резвого скакуна (человек становится быстрым и подвижным),

6) мерцание воздуха (выпивший ведёт туманные, непродуманные разговоры),

7) мозг барана (охмелевший глупеет),

8) слюна бешеной собаки (пьяный сходит с ума),

9) лезвие воровского ножа (отвечает за появление у выпившего склонности к убийству и воровству),

10) лезвие ножниц темпераментной женщины (бойкость и острота захмелевшего человека),

11) румянец щёк красивой девушки (пьяный гиперсексуален),

12) борт большого котла (человек никак не может насытиться вином).    

Существует легенда, что когда Чингисхан создал вино из этих двенадцати частей, он полил его на камень. Камень треснул. Тогда Чингисхан убавил число составляющих до девяти и снова полил на камень. Камень остался невредим, и Чингисхан решил, что теперь вино хорошо для людей. Он налил его слепому, безрукому и безногому.

Слепой, выпив, сказал:

      — Как красиво, чернея, блестит вино!
      — Как же ты можешь видеть, — воскликнул безрукий, — Не ври, а то двину тебя кулаком!
      — Эй, вы, не ссорьтесь, — воскликнул безногий, — А не то растопчу вас.

С тех пор шаманы используют спиртной напиток в своих обрядах, зная, что выпив, человек забывает о своих недугах.

    

Одна из легенд о происхождении архи образно показывает отрицательное отношение к водке.

Хан грешных демонов — Мош-Эрхт — сокрушался, что к нему никто не ходит, а к доброму богу Бурхану ходит множество людей. Жена Мош-Эрхта решила найти выход из положения и, созвав придворных демонов, вместе с ними создала напиток путём перегонки десяти нечистых частей. Каждая из частей придала напитку особые свойства, каждая оказывала на выпившего своё действие.

Первая составная часть — менструальная кровь — заставляла человека совершать недозволительное, вторая — мясо из нечистой матки — вызывало дурные мысли и ослабление духа. Волчий глаз — заставлял человека видеть только плохое, костный мозг демона вселял в тело невыносимый жар, заставлявший пьяного кричать и мчаться куда-то сломя голову. Из-за слюны бешеной собаки у пьющего появлялась злость и драчливость, а мёд бешеной пчелы придавал напитку тот вкус, который так привлекал людей. Язык гадюки вызывал ненависть к людям, пена самца-верблюда — агрессивность, кровь палача — чванливость, а кровь из щеки женщины из рода демонов делала человека страстным и яростным.    

Маш-Эрхт стал угощать гостей доброго бога Бурхана этим напитком и привлёк их к себе. Добрый бог, увидев действие напитка, советовал людям держаться от него подальше и говорил, что когда человек пьян, становится ясно, какого он рода.

Если наслаждается — небесного рода, если говорит о законности — человеческого рода, если лезет в драку — рода недоброжелателей. Если пьяный теряет самообладание – он из рода животных, если, обхватив голову, бесстыже валяется – из адских животных, если кричит без умолку – лишён души.

Следует обратить внимание на ясно показанное в мифологии двоякое отношение человека к употреблению араки. Мера опьянения является мерой хорошего и плохого. А опьянение зависит от количества выпитого.

Недаром в одной из легенд Чингисхан разрешил выпивать только три чаши водки (характерно, что теперь эти три чаши считаются обязательными). Он говорил: «Чем меньше вы будете угощаться этим напитком, тем слаще он станет». Сначала же великий хан вообще запретил употребление архи, но тогда людям стало нечего подносить духам, и последним стало невесело, из-за чего на землю свалились разные беды.

В монгольских эпических произведениях показано, как вино придает человеку силы:

От арзы Алма-Мэргэн захмелела,

От хорзы — запьянела,     

Развеселилась она… расходилась она…    

Вошла в неё сила ста человек…    

Говорит она твёрдым голосом:    

 — Тело моё сделалось мощным,

Сердце моё сделалось каменным.

     
Но хотя в монгольском эпосе «Жангар» каждый раздел начинается с восхваления архи, заканчивается любой из них эпизодом, где рассказывается об ущербе, вызванном употреблением архи.

 

Арака — традиции и ритуалы

Как отмечали многие этнографы, среди поволжских, сибирских и монгольских народов практически не было пьянства. Исследователи связывали это с тем, что употребление местного спиртного напитка — молочной водки — регулируется особыми правилами и ритуалами, исключающими возможность сильного опьянения и тем более алкоголизма. 

Первая причина, которая лежит на поверхности, — это низкая крепость араки. Но глубинные причины гораздо сложнее.

Давняя традиция употребления араки, то особое состояние, которое вызывала она у человека, а также дороговизна и трудоёмкость приготовления сделали молочную водку в большей степени ритуальным напитком. Об этом говорит уже то, что именно аракой пользуются бурятские и монгольские шаманы при камлании (ритуал, приводящий шамана в экстатическое состояние для общения с духами, сопровождается пением и ударами в бубен). При камлании шаман приговаривает: «В темноте сила моя, черная водка — питье мое». Шаманы — они же лекари, и арака — первое лекарственное средство.

Считается, что жертвоприношение аракой принимается богами и духами наиболее благосклонно. Отсюда и пришел ритуал разбрызгивания водки в разные стороны — и небесным богам, и духам земли, воды и огня. С этим же связан ещё один обряд.

На перевалах и на вершинах сопок складываются кучи камней — святилища, называющиеся «обоо» и символизирующие духа-хозяина данной местности. Путник обязан остановить лошадь (а сейчас — машину) в нескольких метрах от обоо, подойти к святилищу, воздать духу и самому пригубить водки из своей собственной бутылки, то есть количество бутылок водки должно быть равно количеству пассажиров. Водитель машины прикладывается к бутылке символически.

Обычно араку готовят после рождения ребенка, на свадьбу и к самым важным календарным праздникам. Аракокурение и особенно употребление араки – особый ритуал, нарушение которого грозит многими бедами и даже кровопролитием.

У разных народов в принципе сходные церемониалы подношения араки гостям в соответствии со строгой иерархией.

Араку пьют только имеющие детей, т.е. взрослые мужчины и женщины — молодёжь в застолье участия не принимает. У монголов до недавнего времени женщины не принимали архи (араки) ни при каких обстоятельствах. У калмыков водку подносят по кругу сначала мужчинам, потом женщинам, причём «виночерпием» женщины может быть только её собственный муж. После первого круга женщинам арака больше не предлагается. Распитие водки заканчивается плотным ужином.

 

Особенность традиционных праздников, сопровождающихся употреблением араки, в том, что частично регламентируется поведение выпивших.

Например, если во время пиршества устраиваются танцы, то танцует одновременно не более одного-двух человек, лицом к музыканту-домбристу. По мере того, как мужчин одолевает хмель, они выходят из помещения и уже не возвращаются. Так предотвращаются разного рода конфликты и неприятности. Еще Плано Карпини, в ХШ в. побывавший в монгольских землях, писал: «Я не видел, чтобы пьяные пускались в драку или ссорились».    

Некоторые восточные ритуалы схожи с русскими. Например, отказ гостя от предложенной араки не только обиден хозяину, но и грозит несчастьем жилищу. Как тут не вспомнить русское: «Ты меня уважаешь?» Когда арака разливается по первому кругу, каждая выпитая чаша сопровождается особым пожеланием — ёралем, типа нашего тоста. Калмыцкие мужчины после определенного количества выпитого соревновались в силе своего голоса — одновременно кричали что есть силы. Некоторые нынешние пьяные беседы очень напоминают это соревнование.
    

Напоследок немного о грустном

Получение водки из молока — очень трудоёмкий процесс с малым выходом продукта. Те народы, которые помимо молока имели другие материалы для сбраживания, не гнали водку из кисломолочных продуктов (исключение составляют народы, живущие на границе между тюркскими и европейскими этносами, например, чуваши в Поволжье, адыги и осетины на Кавказе).

С появлением в Сибири и Монголии русских переселенцев, а вместе с ними и дешёвой хлебной водки – «монопольки», — исчезла необходимость производства араки. Даже шаманы при камлании стали использовать покупную водку.

Архи или русская “монгольская” водка?

Сейчас, в наши времена, молочная водка производится только в самых-самых удаленных селениях, и найти бутылку араки, чтобы попробовать её вкус, практически невозможно. Кажется, по примеру Красной книги исчезающих растений и животных в будущем придётся создать и Красную книгу исчезающих напитков.

proza.ru

АРД: Напоследок-2. Минздрав все-таки предупреждает… Берегите себя и своих родных. Употребление напитков, содержащих алкоголь, может навредить здоровью беременных и кормящих женщин. Неумеренное употребление – убивает каждого…

asiarussia.ru

Традиционные напитки народов мира без алкоголя — 10 самых колоритных

 

Отличный способ проникнуться культурой другого народа — это попробовать национальное блюдо или напиток. Именно в них заложено представление каждого этноса о вкусном и красивом. Тема этого материала — напитки народов мира, а именно безалкогольные. Обычно о них обыватели обычно знают меньше всего.

 

Суутей цай — монгольский чай

Этот напиток очень любим монголами и утро начинается именно с него. Суутей цай представляет собой чай с молоком и солью, заваренный особым образом. Целые сутки он зреет и насыщается специями. В результате, чего получается приятно-солоноватый вкус у напитка. Он отлично утоляет жажду, а за счёт густоты и голода

Ласси (Индия).

Сладкий и насыщенный напиток ласси родом из Индии. Он популярен также в Пакистане. Есть несколько сотен вариаций этого напитка, но во всех из них обязательно присутствует йогурт или сливки, фрукты и лёд. Напиток тщательно сбивается и после добавления льда немедленно подается.

Сбитень (Россия).

Знаменитый русский напиток. В зависимости от того подавался он холодным или горячим, он мог быть лекарством или средством от жажды. Сбитень — это единственный на Руси напиток, который до прихода чая употреблялся горячим. Основные ингредиенты при приготовлении сбитня — мёд, вода и пряности.

Айран (Казахстан) — напитки народов мира.

Кисломолочный напиток родом из Казахстана. Кочевой образ жизни казахов сформировал потребность в напитке, который одновременно утолял жажду и голод. Именно такими свойствами и обладает айран — насыщенный и густой. Для приготовления напитка в кипяченное молоко добавлялась особая закваска и он настаивался около 10 часов.

Атолле (Мексика).

Происхождение напитка связывают с индейцами. Сейчас он наиболее распространен на территории Мексики. Атолле варят на огне. В состав напитка входят кукурузная мука, молоко, ваниль. Обычно атолле пьют по утрам.

Аоджиру (Япония).

Японцы, отличающиеся своей оригинальности удивили и в плане напитков. Название “Аоджиру” переводится — напиток цвета зелени. Он отличается специфическим не очень приятным вкусом. Основное его достоинство это полезность. Делается Аоджиру из сока капусты в сочетании с другими овощными соками.

Бори Ча (Корея).

Корейский напиток, который представляет собой чай завариваемый из обжаренного ячменя.

Масала (Индия).

Название Масала переводится — “чай со специями”. Придумали этот напиток индусы, но популярность его распространилась далеко за пределы Индии. Делается он из черного чая, молока и специй.

Нэбуш (Африка).

Из козьего молока и мякоти тыквы делается бушменский напиток Нэбуш. Из тыквы удаляют мякоть, заливают туда молоко и ждут в течение нескольких дней пока напиток забродит. В напитке сочетается сытность, полезность и отличная способность утолять жажду.

Напитки народов мира — Фраппе (Греция).

Холодный кофейный напиток родом из Греции. Вариантов приготовления фраппе множество. Самый популярный из них состоит из кофе, мороженого, молока и сахара. Ингредиенты взбивается таким образом, чтоб образовалась густая пена. Рекомендуется пить флаппе через трубочку.

 

Вот такие разнообразные напитки можно попробовать в гостях у разных народов. Хотя, не обязательно ехать в гости. Имея все необходимые ингредиенты, можно устроить вечер гастрономических путешествий у себя дома.

Другие интересные статьи

ethnosfera.com