Национальная молдавская – Национальная кухня — Туристический портал Молдовы
Блюда национальной кухни Молдавии — Туристический портал Молдовы
Молдавская кухня популярна не только в республике, но и далеко за ее пределами. Широкое использование овощей и фруктов, всевозможных пряностей и приправ придает блюдам особый вкус, аромат и остроту.
Одним из характерных блюд молдавской кухни является мамалыга.
Ее варят из кукурузной муки в чугунных казанках; подают с овечьей брынзой, молоком, сметаной, со шкварками, к блюдам из рыбы и мяса.
Из закусок наиболее популярны протертая фасоль, холодец из петуха, копченое мясо; из первых блюд — зама, чорба.
Вторые блюда готовят из говядины, свинины, баранины, птицы, рыбы. Своеобразным вкусом и ароматом обладают кырнэцеи и мититеи, жаренные на гратаре. Особым вкусом отличаются блюда, тушенные в духовке в порционных горшочках.
К специфическим молдавским блюдам относятся такие мучные изделия, как вертуты и плацинды с различными начинками.
Из напитков широко распространены виноградные вина.
Блюда молдавской кухни отличаются высокими вкусовыми качествами, привлекательным внешним видом.
ГОЛУБЦЫ ПО-МОЛДАВСКИ
Виноградные листья — 50 шт., свинина—400 г, морковь — 3 шт., репчатый лук — 4 головки, жир — 4 столовые ложки, рис — 1/3 стакана, томат-пюре—2 столовые ложки, квас—1/2 стакана, бульон—2 стакана, зелень, соль, перец по вкусу.
Нежирную свинину, нарезанную мелкими кубиками, соединить с предварительно перебранным и промытым рисом, пассированными кореньями и томатом-пюре, мелкорубленой зеленью, солью, перцем.
В зависимости от сезона фарш завернуть в молодые или соленые виноградные листья, которые необходимо тщательно вымыть в проточной воде, а затем ошпарить кипятком.
Фарш заворачивать в листья так, чтобы голубцы получились конусообразной формы. Голубцы уложить в глиняный горшок, залить куриным бульоном, квасом из отрубей, накрыть крышкой и тушить 1—1,5 часа. Подавать со сметаной.
ВЕРТУТА С ТЫКВОЙ ИЛИ БРЫНЗОЙ
Для теста: мука пшеничная—320 г, вода—100 г, яйца—2 шт. (1 для смазки), масло растительное—40 г, сливочное масло (для смазки) — 80 г. Для начинки: тыква — 400 г или брынза — 480 г.
Просеянную пшеничную муку высыпать на стол горкой, сделать углубление. В углубление влить яйцо, растительное масло, подсоленную воду и замесить густое тесто.
Тесто разделить на шарики величиной с яйцо, дать выстояться 15—20 минут. Затем на столе, посыпанном мукой, скалкой раскатать из шариков круглые коржи, растянуть их руками до толщины папиросной бумаги, смазать смесью растопленного сливочного и растительного масла и покрыть начинкой (мелко нарезанной и слегка посыпанной сахаром тыквой или измельченной брынзой). Завернуть сначала в виде рулета, затем рулет свернуть спиралью и положить на смазанный маслом лист. Поверхность вертуты смазать яйцом и выпекать в духовом шкафу при температуре 210—220° С.
Готовые вертуты смазать топленым сливочным маслом.
ИЗВАР
Вино красное сухое — 800 г, сахар —120 г, корица — 1,2 г, черный перец—0,01 г, лимонная кислота—0,05 г.
В красное сухое вино добавить корицу, черный молотый перец, сахар и все довести до кипения. Снять с огня, всыпать лимонную кислоту.
Подавать в горячем виде .
КОСТИЦА
Мясо свиное — 125 г, шпик, соль, перец.
Соус «муждей»: чеснок растирают с солью до получения однородной массы, последнюю разводят бульоном.
ПЕРЕЦ, ФАРШИРОВАННЫЙ С ОВОЩАМИ
Перец сладкий — 4 шт., капуста — 4 листа, чеснок — 2 дольки, морковь — 2 шт., лук — 2 шт., масло растительное — 3 ст. ложки, зелень, соль, специи.
Перец промыть, сделать круговой надрез у плодоножки, вынуть ее вместе с семенами. Подготовленные перцы бланшировать (ошпарить кипятком), затем заполнить овощным фаршем, уложить в кастрюлю, добавив дольки чеснока, залить рассолом и оставить на 3—5 дней для квашения. Готовые перцы подать на стол, посыпать мелко измельченной зеленью и полить растительным маслом.Овощной фарш: лук и морковь очистить, промыть, нарезать соломкой и слегка обжарить на растительном масле. В поджаренные овощи добавить нашинкованную капусту, перетертую с солью, перемешать.
Рассол: один литр кипяченой воды смешивают с 50 г соли.
mold.su
Национальная кухня Молдовы — Туристический портал Молдовы
Если Вы приехали в Молдову , Вам непременно нужно посетить один из ресторанов национальной кухни, таких как La Placinte, Acasa la Mama(ниже будут описаны эти заведения). Не поесть главное блюдо молдавской кухни Мамалыгу, не попробовав Брынзу, значит не побывать в Молдове! А знаменитые молдавские плацинды, нет, Вам непременно нужно посетить один из ресторанов национальной кухни!
Национальная кухня:
Молдова располагает плодородными землями, это богатый край, край винограда, фруктов и разнообразных овощей. Природа Молдовы сама способствует к выращиванию этих культур. Издавна все эти богатства используются в молдавской кухне. На любом молдавском столе вы увидите обилие овощей и фруктов. Также на развитие молдавской кухни повлияло расположение Молдовы, она расположена на стыке стран с разной культурой, на одном из древнейших торговых путей.
Молдавские национальные блюда
Один из национальных продуктов Молдовы, несомненно, можно назвать брынзу. Брынза – один из видов рассольного сыра из овечьего молока, отличие от сыра составляет, что при ее изготовление требуется крайне малая выдержка (1-1,5 недели). С древнейших времен готовится она в больших количествах. Базируется на традиционном здесь овцеводстве. Наибольшее развитие, которое получило в 17-19 вв. Брынза употребляется как повседневная закуска в натуральном виде, также ее используют для приготовления различных салатов, а в тертом виде в качестве добавок к овощным, яичным, мучным и мясным блюдам. Если Вы посетили нашу страну Вам обязательно нужно отведать этот продукт национальной кухни.
Так же широкое распространения получили в молдавской кухни — голубцы по-молдавски.
Примерно 200 лет назад, пришел еще одни из основных продуктов национальной кухни Молдовы — Кукуруза. Она была завезена в Молдавию лишь в 17 в. и получило широкое распространения в 18 в. В начале это была, так называемая пища бедняков. С течением времени в Молдавии научились готовить из кукурузы разнообразные блюда. Мамалыга — знаменитая национальная каша из кукурузной муки. Несомненно, ее можно назвать хозяйкой национальной кухни Молдовы.
Кукуруза нашла широкое применение в супах и гарнирах, ее отваривают и пекут. В то же время в Молдове традиционно употребляют пшеничный, а не кукурузный хлеб.
Молдова очень солнечная страна с теплым и мягким климатом. Издавна на ее плодородных землях произрастают в изобилии овощи и фрукты и, несомненно, они занимают немало важную роль в национальной кухне. Из них готовят гарниры и самостоятельные блюда. Чаще всего их отваривают, пекут, фаршируют, тушат и солят, реже – жарят. Основными из массы овощей можно выделить зерновую и зеленую (стручковую) фасоль, чечевица, помидоры, гогошары, сладкий перец, баклажаны, кабачки.
Наиболее широкое распространение получило среди овощных блюд — блюдо Гивеч, так называемое овощное молдавское рагу.
Бобовые часто употребляют в пюреобразном виде, взбитые с луком и растительным маслом. Остальные овощи, особенно перцы, баклажаны, гогошары, как правило, фаршируют либо другими овощами, либо рисом с овощами и мясом. Очень часто овощи употребляют с соусами, маринадами и другими заправками, приготовленными из вина, сметаны, пряных овощей и пряной зелени. Молдавское рагу славится далеко за ее пределами(гивечи и мусаки), обладающие приятным вкусом. В такие овощные блюда часто добавляют брынзу, сметану.
В молдавской кухне большую роль играет и различная зелень, такая как лук-порей (праж) и сельдерей, которые применяется в национальной кухни в больших количествах не только на приправы, но и в качестве самостоятельных блюд.
Большое распространение в молдавской кухне получил чеснок. Это связано и с историей и поверьями этого края. В большом употреблении также чеснок, составляющий основу для двух распространенных национальных молдавских подливок – муждея и скордоли, а также идущий во все мясные и овощные блюда, особенно из бобовых. В молдавском фольклоре и в поверьях чеснок наделен чудодейственной силой. В прошлом в Молдове с ее жарким летом и сырой зимой он был народным лечебным средством, применяемым вместе с пищей.
Мясные блюда.
Как отмечалось выше, на молдавскую кухню, повлияло и кулинарные обычаи соседних народов. Это легко заметить на примере мясных блюд. Молдаване используют в своих национальных блюдах в одинаковой степени и баранину (чорба, гивеч, мусака), и свинину (кырнэцей, костица, мушка), и говядину (мититей), и домашнюю птицу (зама). При этом явное предпочтение оказывают молодому, нежному мясу телят, ягнят, молодых петушков и цыплят. Все молдавские мясные блюдо готовят обязательно в сочетании с овощами, при этом отношение овощей к мясу намного больше, а также в сочетании с фруктами. Все это делает молдавскую национальную кухню еще и здоровой пищей!
Характерным для молдавской мясной кухни является сочетание ее с различными соусами, сухого вина и томатного сока. Это придает мясу особую нежность и вместе с тем делает его более пикантным, что роднит молдавскую кухню с кухнями других романских народов.
Для технологии приготовления мясных национальных блюд характерно использование открытого огня и гратара. Гратар предварительно смазывают маслом, салом или животным жиром, кладут на него мясо или птицу либо куском, либо в рубленом и затем спрессованном виде (дроб, мититей, кырнэцей). Для тушения обычно используют духовку, а не наплитный огонь. Описание традиционной молдавской кухни было бы неполным без упоминания о мучных изделиях: плациндах, куличах, пасхе, варениках и др. Широкой популярностью пользуются грецкие орехи.
mold.su
Молдавские традиции и обычаи — Туристический портал Молдовы
Традиции и обычаи жителей молдавской земли, уходящие своими корнями глубоко в прошлое, свято хранятся и передаются из поколения в поколение.
Гостеприимство является отличительной чертой молдавского народа. Гостей принято встречать хлебом — солью и стаканом доброго вина.
Каждое селение Молдовы чтит определённого святого, который является их покровителем, и в связи с этим отмечают Храм села/города.
В этот день во всех домах наводится чистота и накрываются столы.
Хозяйки готовят вкусные блюда: сэрмэлуце молдовенешть (голубцы), кырнацеи, мититеи, вертуты, плацинды, мамалыгу, брынзу и многие другие.
Хозяин достаёт из погреба — крамы свои лучшие вина и угощает родных и знакомых.
В национальной игре трынте определяется сильнейший, который получает главный приз — барана. Объединяет всех хора — коллективный танец.
Столичный Кишинёв празднует свой день рождения на Покров Божией Матери – 14 октября.
С утра во всех храмах проходят богослужения, а затем на улицах города устраивают празднества.
В эти же дни – второе воскресенье октября – в Молдавии официально узаконена национальная традиция отмечать День вина.
Угостить своим молодым вином на центральную площадь съезжаются виноделы со всей страны и на конкурсе определяется лучший.
Поучаствовать в этом празднике съезжаются гости со многих стран мира.
Осень в Молдове богата не только на урожай, но и на свадьбы. Многие молодожёны предпочитают создавать семьи именно в это время года.
Обычаи молдавской свадьбы направлены на создание крепкой семьи, с этой целью молодожёны выбирают посажёных родителей – нанаша и нанашку, для которых они становятся финами. В дальнейшем нанаши — наставники молодой семьи, а те в свою очередь должны прислушиваться к их советам, навещать, поздравлять с праздниками.
Ритуал дарения подарков молодожёнам, согласно народной традиции, называется – Маса Маре (Большой Стол). Каждый гость с поздравлениями и пожеланиями объявляет во всеуслышание о своём подарке. Пример подают посажёные родители и, как правило, дарят самый значимый подарок.
С рождением ребёнка – Молдавия, в основном, православная страна – его крестят, выбрав крёстных родителей и отмечают кумэтрию (крестины). Все кумовья, а их может быть до 50 человек, получают от родителей калачи и в свою очередь дарят малышу подарки.
Издавна всех молдаван объединяет праздник Мэрцишора, который отмечают с приходом весны – 1 марта. Все от мала до велика дарят друг другу красно-белые украшения ручной работы в виде двух сплетённых нитей с цветочками на конце.
Мэрцишор носят в течении месяца, прикрепив к одежде, на левой стороне груди. В конце месяца его снимают, загадывают желание и вешают на дерево.
В общенациональные праздники, отмечаемые во многих странах мира, молдавский народ добавил свой колорит. Так в первый день Нового года в домах принято разбрасывать зерно, как символ будущего богатого урожая;
на Рождество дети ходят по домам, поют колядки, с пожеланиями мира и благополучия, а в ответ получают сладости.
Всех родственников объединяет Поминальный день, который отмечают через неделю после Пасхи. Семьи собираются в родительском доме, навещают могилы родных и близких и поминают усопших, чтя память о них.
mold.su
Молдавская национальная кухня
Молдавская национальная кулинария отличается использованием разнообразных овощей, фруктов, кисломолочных продуктов, специй и приправ. Сочные баклажаны, молодые кабачки, крепкий редис, разноцветные луковицы репчатого лука, перец болгарский, томаты и фасоль. Все эти овощи широко применяют молдавские хозяйки для приготовления гарниров, салатов, овощных и мясных рагу, наваристых супов. Национальная молдавская кухня немыслима без приправ из чеснока, перца и чабера и умеренной остроты.
Известное молдавское блюдо – мамалыга
Другое народное название этого кушанья – мамалигуцэ. Его готовят из кукурузной муки, которую густо заваривают. В большинстве регионов Молдавии мамалыгу варят в чугунках, потом выкладывают на чистую льняную скатерть, остужают и режут при помощи крепкой нити. Считается, что мамалыга заменяет молдаванам хлеб. Её подают к первым блюдам, к соленой рыбе, к брынзе из овечьего молока. Мамалыгу едят с молоком и сметаной. На самом деле, считать мамалыгу молдавским национальным хлебом – это неправильно, т.к. кукуруза появилась на территории Молдавии в семнадцатом веке, а пшеницу в этих краях сеяли с давних времён. Кукуруза – зерновая культура, отличающаяся высокой урожайностью, стала широко использоваться в простой пище бедняков с восемнадцатого века. Мамалыга — распространенное блюдо традиционной молдавской кухни, которое не заменяет хлеб.
Популярным первым блюдом молдавской кухни является «Замэ де гэинэ»
Популярным первым блюдом молдавской кухни является куриный суп с добавлением овощей под названием «Замэ де гэинэ». Чтобы приготовить настоящий молдавский суп, нужно соблюдать некоторые правила. Первоначально в кастрюлю с кипящей водой закладываются овощи в таком порядке, чтобы к окончанию приготовления все овощи были в равной степени готовности. Варить первые блюда следует на медленном огне и в конце варки опустить в кастрюлю пучок свежих пряных трав (петрушка, укроп, чабрец, сельдерей, лук-порей). Суп приобретет аромат и приятный вкус. При подаче порции супа сдабриваются рубленой зеленью. Многие молдавские супы готовят с добавлением кваса.
Из закусок широко известны голубцы в виноградных листьях, копченое мясо, фасолевое пюре и рэсол, представляющий собой студень из петухов.
Вторые блюда молдавской национальной кухни
Вторые блюда молдавской национальной кухни готовят из мяса птицы, говядины, баранины и рыбы. В качестве способов приготовления молдавские кулинары используют тушение и жарку. Так же широко используется жаренье на решётке (гратаре) над раскаленными углями. Тушат мясо и овощи, чаще всего, в глиняных порционных горшочках, которые помещают в жарочный шкаф.
Овощные блюда
Особое место в национальной молдавской кухне занимают овощные блюда. Из них приготавливают гарниры или самостоятельные блюда. Разнообразные овощи припускают, жарят, запекают и тушат. Перед тушением или перед тем как запечь их, овощи быстро обжаривают до румяной корочки. Запекают под соусом на основе молока или сметаны. Иногда запеченные овощи посыпают тёртым сыром и слегка сбрызгивают жидким сливочным маслом.
Молдавские национальные мучные изделия
Молдавские национальные мучные изделия – это плацинды (пироги) с различными начинками и вертута. При изготовлении этих молдавских пирогов нужно соблюдать некоторые определенные технологические методы. Для вертут используют вытяжное тесто. Для его приготовления на стол насыпают горкой пшеничную заранее просеянную муку. Затем делают в муке углубление, добавляют яйца, воду, соль и масло растительное. Замешивают тесто, как для лапши. Оставляют тесто набухать в течение двадцати минут. Потом раскатывают его скалкой и растягивают руками до тонкости бумажного листа.
Для молдавских плацинд готовят дрожжевое сдобное тесто с добавлением сметаны, взбитых яиц и значительного количества сливочного масла.
Молдавская кухня очень пряная, ароматная и простая
Сытные пироги, мамалыга, мясо, жареное на углях, разнообразные овощные кушанья составляют основу кулинарии Молдавии. Просто и вкусно – вот главное правило национальной молдавской кухни.
vkusno-je.ru
Народный костюм Молдавии » Перуница

В истории культуры каждого народа значительное место принадлежит национальному костюму. Традиционная одежда создавалась многими поколениями. Ее основные черты складывались в зависимости от исторических традиций, типа хозяйства, климатических условий, в ней нашли отражение этнические особенности и культурные связи с другими народами, воплотились лучшие достижения
народных мастеров.

Национальный костюм уже не является повседневным. Он сохранился как особый вид одежды для праздничных шествий, фестивалей,
вошел составной частью в ритуалы новых советских праздников и обрядов.

За ткацким станком
В условиях замкнутого натурального хозяйства ткань и одежду крестьяне изготовляли дома, и только отдельные части костюма, такие как обувь, безрукавки, тулупы и шапки,- мастера-ремесленники. Девушек с ранних лет учили искусству прядения, тканья, шитья, вышивания. По обычаю девушка вместе с матерью должна была готовить свое приданое, а также подарки жениху и его родне.

Женщина в традиционном костюме северных районов Молдавии
Наиболее древними материалами для изготовления одежды были конопля, которую выращивали на специально отведенных участках, шерсть, реже — лен. Шерстяные ткани обрабатывали на сукновальнях, которые как правило строили на берегу реки или озера. С середины XIX века для тканья стали использовать покупную хлопчатобумажную пряжу.

Женщина в рубахе кэмашэ ку стеле (Каменский район)
Подготовка конопли и льна к прядению и тканью состояла из отработанных на протяжении веков действий: сбор конопли или льна, сушение, вымачивание, вторичное сушение, мятье, чесание, прядение, промывка пряжи, пропускание ее через мотовило, отбеливание или окрашивание нитей, перемотка пряжи на кресты, снование, установка основы на ткацкий станок.

Женщина в праздничном сарафане (Каменский район)
Ткань для одежды ткали на горизонтальном передвижном ткацком станке с двумя навоями. В каждом крестьянском доме изготовляли не только холст и полотно для рубах и летних мужских штанов (пынзэ), но и шерстяные ткани для верхней одежды (суман, аба, шияк), пояса, женские передники и юбки (шорц, катринцэ).

Девушка в праздничной традиционной одежде, характерной для начала XX века (Бричанский район. Снимок 1982 г.)
Наряду с этим уже начиная с XIV века появляются отдельные прядильные, ткацкие, сапожные мастерские, принадлежащие боярам, монастырям, ремесленным цехам. До середины XIX века в крестьянском хозяйстве использовали самодельные ткани, и только позднее в селе появляются такие ткани фабричного производства как ситец, сатин, кашемир, шелк.

Участница художественной самодеятельности в традиционной праздничной одежде северных районов Молдавии
Повсеместно в Молдавии был распространен комплекс одежды, который является общенациональным. Для мужчин это длинная рубаха, узкие белые штаны (измене или ицаръ), цветной шерстяной или широкий кожаный пояс (брыу), барашковая шапка (кушмэ) или шляпа (пэлэрие). Для женщин — белая орнаментированная рубаха, поверх которой надевали шерстяную юбку (катринцэ) и шерстяной пояс, головное покрывало (нэфрамэ) или платок (басма). И мужчины, и женщины в холодное время надевали безрукавки (пептар) и свиту (суман), в дождливую погоду к этому добавлялся шерстяной плащ (манта ку глугэ). Эта общераспространенная одежда имела местные особенности, которые чаще всего проявлялись в женском костюме, а также в деталях покроя, орнаментации.

Женщина в традиционной праздничной одежде начала XX в. (Единецкий район. Снимок 1982 г.)

Комплекс праздничной женской одежды центральной этнографической зоны (Государственный Краеведческий музей МССР)

Девушка в традиционной одежде центральной этнографической зоны Молдавии

Женщина в праздничном костюме с ожерельями из бисера и бус (Каменский район)

Мужчина в традиционной праздничной одежде начала XX в. (Оргеевский район. Снимок 1982 г.)

Мужчина в традиционной зимней одежде (Оргеевский район. Снимок 1982 г.)

Участница ансамбля художественной самодеятельности в сценическом костюме (Единецкий район)

Этнографический танцевальный ансамбль Гидигичского Дома культуры (Страшенский район)

Этнографический танцевальный ансамбль Гидигичского Дома культуры (Страшенский район)

Обряжение невесты (Каменский район)

Народный мастер прикладного искусства МССР Н. Бодю (с. Брынзены Единецкого района)

Народный мастер прикладного искусства МССР M. Гангурян (Кишинев)
Зеленчук В.С. Молдавский национальный костюм [1985]
www.perunica.ru
Молдавский национальный костюм — Методика преподавания народного танца. — LiveJournal
ТРАДИЦИОННЫЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ
А) ЖЕНСКИЕ РУБАХИ
Молдавский национальный костюм – это разнообразие красок. Самыми любимыми цветами всегда считались: красный, зеленый, синий, белый и немного коричневый. Ткань могла быть также разнообразной. Это могла быть шерсть в холодное время года, а могло быть льняное или конопляное полотно. Бедные семьи использовали полотно из конопли (оно грубее). Лён и хлопок – семьи богатые. Из шелка делали полотенца с бахромой, женщины ими повязывали голову на праздники. Вся одежда была вышита национальным узором. В прошлом в Молдавии не было ни одного села, в котором бы женщины не украшали вышивкой домотканую одежду, скатерти, полотенца, занавеси, наволочки. Особенно украшали вышивкой одежду (обычно праздничную). Национальная женская одежда более красочна, чем мужская. В Молдавии много деревень, городов и у каждой местности свои обычаи и свои костюмы. Различаются цветовая гамма, покрой, отделка и многое другое. Основной частью молдавского женского костюма была рубаха, которая была двух видов покроя: туникообразная с цельнокроеным рукавом и с плечевыми вставками на кокетке. Рубаха состояла из двух частей: верхней и нижней. Верхняя часть “stan”, была похожа на кофточку. Всегда была открытой, шилась всегда из легкого полотна и украшалась вышивкой. Нижняя часть рубахи “poale”, всегда покрывалась юбкой и для неё использовали ткань, по проще. Но могли надевать “fată”, из-под которой видна нижняя часть рубахи. Тогда рубаху шили из самого лучшего полотна и украшали вышивкой или узором мережки.уникообразная рубаха – самый распространенный вид одежды в деревнях. Она дожила и до наших дней. В основном она распространена на севере Молдовы и в селах Буковины. Такие рубахи шили из льняного, конопляного или хлопчатобумажного полотна. Для праздничной рубахи использовали полотно из шелка-сырца “boranjic”. Вырезной ворот мог быть круглой или квадратной формы, позднее появился невысокий стоячий или отложной. Туникообразную рубаху украшали вышивкой, на груди три-четыре вертикальные полосы. Орнамент всегда яркий, красочный для праздничных рубах. Для повседневных более сдержанных тонов. Характер орнамента зависел от расположения районов и от местных традиций. К примеру, в праздничных рубахах на севере республики (Бричанский, Единецкий районы) вышивка распологалась по всей части рубахи до пояса, включая рукава. Орнамент рубах модернизировался и появился растительный мотив – изображение листьев, винограда и цветов. Он располагался в основном в виде квадрата или прямоугольника на плечах поперёк рукава. Эта вставка называется- “altiă”, а рубаха с таким рукавом- ‘cămeă cu altiă”.
В селах левобережного Приднестровья (Рыбницкий, Каменский районы) были распространены рубахи с цельнокроеным рукавом, украшенные орнаментом в виде розеток на плечах и рукавах. Это один из вариантов орнамента “altiărîuri”. Особенность этих рубах, стоячий или отложной воротник и собранный у кисти широкий рукав с расширяющейся манжетой. Эти рубахи называют “cămeă cu mincet”.
Б) РАЗНОВИДНОСТИ ЮБОК
Комплект национальной одежды состоял из рубахи и юбки, к которым иногда добавлялся передник.
Самый распространённый вид юбки – “catrină”. Эта юбка представляет собой цельный несшитый кусок ткани, который надевают, оборачивая вокруг бёдер так, чтобы одна пола находила на другую. Надевали её и другим способом – закладывая одну полу за пояс (без особой разницы, какую сторону, за какую закладывать), но во многих сёлах носили с обоими опущенными полами. Длина юбки “сatriă” составляет в длину 1м 40см при высоте 0,80м. В верхней части юбка крепилась поясом.
Юбку ткали на горизонтальном ткацком станке из шерсти лучшего качества “peri-or de lînă”. Распространённая расцветка юбки для будних дней, представляла собой, чёрную или тёмно-коричневую юбку с несколькими вертикальными, красными полосами. Очень редко можно было встретить с горизонтальными полосами. “Catrină” могут быть двух разновидностей. В первом случае юбка делится на две части верхняя и нижняя. Верхняя часть больше нижней и окрашена в чёрный или тёмно-синий цвет, нижняя – в красный или светло-синий. Во втором – левый и правый бок юбки покрыт вертикальным орнаментом, а средний свободен от узоров. Этот тип характерен для жителей северных районов Молдовы. Праздничные “catrință” имели ярко выраженный рисунок крупные цветы или розы, вышитые красными, жёлтыми или синими нитями. Иногда юбка могла быть украшена бисером или золотыми и серебряными нитями. В молдавских сёлах на севере и на юге Бессарабии, носили только юбки “fotă”. Она состояла из двух шерстяных фартуков, но она не получила широкого распространения. Такие юбки в Закарпатье, а также в молдавских сёлах Буковины, носила название “zadie”. Еще один тип юбки “fustă”. Она обычно состояла из нескольких полотнищ или из двух полотнищ с добавленными клиньями. На подол такой юбки часто нашивали цветные ленты – красные, синие или зеленые. В конце XIX века появился обычай надевать поверх юбки полотняный передник, который завязывался на поясе и назывался – “pestelcă”. Передник и головной убор показывали статус женщины. Женщина начинала носить передник только после свадьбы, что показывало её переход в категорию замужних женщин. В древности передник носили как самостоятельную поясную одежду, его надевали поверх рубахи.
В) РАЗНОВИДНОСТИ ЖЕНСКОЙ НАПЛЕЧНОЙ ОДЕЖДЫ
В теплое время года надевали жилеты, а зимой – длинные шерстяные безрукавки, подшитые мехом “minteana”, или короткое полупальто “scurteică, sucmănel’. А так же носили овчинные безрукавки и тулупы, пальто. Жилеты шили из плотной шерстяной ткани темного цвета или вязали из шерсти. Меховые безрукавки ‘bonda, bondiă, peptar” отличались по типу кроя: с разрезом посередине и с застежками; с короткими полами без застежек; с разрезом на боку и застежками. Самой распространенной была безрукавка с разрезом посередине и с застежкой. Жилеты и безрукавки богато украшались орнаментом. Зимние шерстяные ковты украшались кружевами, лентами, а шерстяные безрукавки – орнаментом из тонкого шнурка. В северных районах распространены безрукавки из белой шерсти “căptăru”. Они украшались в сочетании черного декоративного шнурка и белого поля безрукавки. Шнурок, пришитый к безрукавке, образует зигзагообразные линии вдоль бортов, ворота и вырезов на плечах.
Особенно богато расшивались женские безрукавки из кожи. Белое поле овчинной кожи вышивали цветными нитками мулине, бисером или украшали аппликациями из кусков кожи. Наиболее яркие безрукавки шили в северных районах Молдавии и в молдавских селах Черновицкой области. Для орнамента здесь использовали разноцветный бисер, красные и черные шерстяные нитки. Очень редко можно было встретить куртку с рукавами “anterie”. По типу она похожа на болгарскую куртку, которая была широко распространена. Верхняя зимняя женская одежда мало отличается по покрою от мужской. Женщины носили длинную плечевую одежду из домотканого сукна „suman”, а также полушубки “cojocel”. Еще были распространены такие виды женской верхней одежды как “jubea, zăbun, burnuz, polîc”.Каждый вид имел свои особенности, но по покрою они напоминали “suman”
ТРАДИЦИОННЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ И ОБУВЬ
В прошлом существовало много разновидностей головных уборов, которыми женщины отличались от девушек. Девушки до замужества ходили с не покрытой головой, с распущенными волосами, а их голову покрывал венок из цветов или заплетали волосы в две косы. Во время свадьбы с невесты снимали свадебное покрывало и надевали женский головной убор. Это означало, что девушка перешла в категорию замужних женщин.
Традиционными считались головные уборы полотенчатообразного типа: “cîrpă” – будничный и “neframă” – праздничный.
“Cîrpă” — сложный головной убор, напоминающий русскую рогатую кику. Основу составлял деревянный обод, передние концы которого срезаны и образуют рога. Обод укрепляли на голове при помощи платка и покрывали сверху полотенчатообразным убором, концы которого могли спускаться под подбородок или на плечи женщины.
Праздничный головной убор, “neframă”, или “maramă”, представлял собой платок, по форме напоминающий длинное полотенце. По форме и способу носки близок к древнерусским головным уборам. По древнерусскому обычаю сверх кики, а также повойника и зимней шапки надевали платок, сложенный в виде треугольника — убрус, или наметка.
Он складывался под подбородком так, что два его конца, часто украшенных вышивкой, спадали на грудь. Зимним головным убором (особенно среди высших слоев населения) были шапки типа мужских, с матерчатым верхом и меховой опушкой, а также плоские моховые шапки с наушниками – “каптуры”. С зимними головными уборами убрус могли носить и по-другому — надевать под шапку.
Для “neframă”, ткань изготавливали легкую, часто прозрачную, шириной полметра и длиной до двух метров, изготовляли на небольшом ткацком станке. Полотно ткали из хлопчатобумажной или шелковой пряжи. Для праздничных видов употребляли золотые и серебряные нити. Мотивы могли быть разными – это либо геометрические полосы, либо гирлянды цветов. Орнамент мог располагаться не только по краям, но и по всему полю покрывала. Повязывали по разному, либо ткань покрывала голову, а концы были опущены на спину. Либо один конец опущен на грудь, а другой переброшен на спину – так носили в северных районах. Иногда завязывали под подбородком узлом и оба конца опускались на грудь.
Со временем полотенчатые платки вышли из моды и их заменили головные платки. В конце XIX века было несколько способов завязывания платка: în pălărie платок покрывал только верхнюю часть головы; după cap – узел находился на затылке; sub barbă – концы завязывали под подбородком. Различными были и названия головного платка: “broboadă, testemel” – на севере Молдавии; “batic, batistă cornior, alincă” – в центре; “legătoare, băsma, bariz, colar” – на юге. Летом носили в основном белые или светлые платки. Зимние были более плотные, чаще шерстяные. Пожилые женщины в основном носили темные расцветки.
Женской обувью с древних времен были “opinci” – обувь из сыромятной кожи, стянутой по верхнему краю. Летом крестьянки ходили босиком. В холодное время года зажиточные крестьянки надевали сапоги, кожаные ботинки. Туфли всегда шились на заказ, носились только по праздникам и передавались из поколения в поколение. Пожилым людям шили из валяной шерсти или вязали тапочки ”totoci, cupici, tîrîiți”.
ТРАДИЦИОННЫЙ МУЖСКОЙ КОСТЮМ
А) МУЖСКИЕ РУБАХИ
Мужская одежда, в отличие от женской, была менее разнообразной и красочной. Это была рубаха из хлопкового или льняного домотканого полотна. Её носили на выпуск, поверх штанов, и повязывали одним или несколькими поясами – один поверх другого. Мужские рубахи были различных типов: туникообразные; с плечевыми вставками; на кокетке или с юбкой. Туникообразный покрой рубахи (косоворотка) — самый древний. Доставшаяся нам, от русских и украинских поселений проживающих на территории Молдовы. В настоящее время такую рубаху можно встретить только в некоторых селах севера Молдовы, где их название, указывает на их древность, — “cămeă bătrînească”. В селах некоторых районов (Дондюшанского, Вулканештского, Оргеевского, Рыбницкого) носили косоворотку с разрезом на груди с левой стороны. Такую рубаху, не носили навыпуск, а заправляли в штаны. Покрой рубахи был одинаков – к центральному полотнищу пришивали боковые прямоугольные вставки. Рукав прямого покроя сочетался с ромбовидной ластовицей “pavă”. Ворот, вырезной круглой формы. Позднее появился невысокий стоячий воротник. Длина рубахи и ширина рукавовразличались от местных традиций. В некоторых селах распространены были длиннополые широкорукавные рубахи, характерные для жителей горных районов. Для жителей равнины – короткие рубахи с узкими рукавами. Рубаха с плечевыми вставками, пришитыми по утку, распространена в молдавских селах южного Припрутья и в некоторых центральных и северных районах. Вставки имели два названия: “platcă” – в Леовском и Резинском районах и “petic” – В Рышканском, Вулканештском и Оргеевском районах.
Рубаха на кокетке – это распространенный городской покрой, попав в село, прижился там и приобрел характер народной рубахи. В конце XIX – начале XX века – это был самый распространенный покрой мужской рубахи в Молдавии. К кокетке пришивали в сборку переднее и заднее полотнища и рукава. Туникообразного покроя рубаха с юбкой, “cămeșă cu fustă”, состоящая из короткой до пояса рубахи и юбки до колен, которую носили на резинке. Место соединения рубахи и юбки, перехватывали двумя поясами.
Все рубахи украшались орнаментом или мережкой. Но особо богато украшались – косоворотки. Вышитую одежду носили в основном молодые мужчины. Богато вышивали праздничные и свадебные рубахи. Ткань для них изготавливали техникой саржевого мелкоузорного переплетения. Манжеты украшали тканным орнаментом, а иногда мережкой либо кружевами. Чаще всего делали вышивку на груди (прямоугольный участок) и вдоль разреза. Часто украшали вышивкой манжеты, ворот, полы рубахи. Реже — участки на плечах. Ворот у рубах, во многих случаях, оставался неизменным – это круглый вырезной ворот с прямым разрезом. Позже появлялись разновидности, но наиболее распространенным, был невысокий стоячий воротник с прямым разрезом, скрепляющийся завязками или застегивавшийся на пуговицы. Поле воротника, также украшали орнаментом, но редко.
Б) РАЗНОВИДНОСТИ МУЖСКИХ ШТАНОВ
Мужские штаны имели несколько вариантов покроя. Они различались местными традициями и местностью. Различались по покрою и качеству материала. Штаны были разных типов: холщовые “izmene”; шерстяные “iari”; зимние шерстяные штаны “bernevici, nădraji, cioareci” и зимние из овечьих шкур “meini”.
Самыми распространенными штанами были “izmene” – они изготавливались из льняной, конопляной или хлопчатобумажной ткани. “Izmene” служили повседневной рабочей одеждой, которую носили летом. Но в некоторых селах носили и как праздничную одежду. (рис а.б). В селах Вулканештского района изготавливали свадебные “izmene” из тонкого хлопчатобумажного полотна и
украшали вышивкой с орнаментом. Со временем, “izmene” стали носить как нательное бельё и надевали поверх них брюки.
Мужскими брюками распространенными в северных районах республики, были “iari” – узкие и длинные белые штаны из домотканой шерстяной материи. Характерной особенностью этих брюк была их длина: она могла быть равной полному человеческому росту. На ноге собирались складками. Такая одежда характерна для горных районов, их носили пастухи — моканы, перегонявшие стада овец. И “izmene” и “iari” имели крой с трапециевидной вставкой в шагу. Распространены они были только на севере Молдавии. По качеству материала и по покрою существовало несколько типов штанов. Один из них – штаны из толстой шерстяной ткани темного цвета, сшитые без соединительной вставки или с небольшой ромбовидной вставкой “bernevici”. Этот тип брюк – славянского происхождения и был распространен у всех славянских народов Балканского полуострова.
Другой тип – зимние шерстяные щтаны из белой или серой плотной ткани с двумя соединительными вставками – “cioareci, nădraji”. Штаны этого покроя иногда украшали спереди у пояса несложным орнаментом из аппликаций. Зимней одеждой для пастухов были “meini” – штаны из овечьих шкур, сшитых мехом внутрь.
В) РАЗНОВИДНОСТИ МУЖСКОЙ НАПЛЕЧНОЙ ОДЕЖДЫ
В мужском костюме много видов наплечной распашной одежды, которую носили поверх рубах. В теплое время года надевали жилеты, их покрой был аналогичен женской одежде. Мужские овчинные безрукавки украшались так же, как и женские, но орнамент был более скромным и делался из кожаных аппликаций. В холодное время года мужчины носили длинную плечевую одежду из домотканого сукна – “suman”. Ткань, называлась так же как и одежда, могла быть крашеной или некрашеной и, в зависимости от этого, — белого или серого или коричневого цветов. “Suman” не имел воротника, его кроили с круглым вырезным воротом и носили с поясом. Позже, “suman” стали шить со стоячим и отложным воротниками, пуговицами и завязками, коротким или длинным. Украшали орнаментом, аппликациями из черного шнура. Иногда к воротнику пришивали капюшон “glugă”, которым, покрывали голову в дождливую погоду, тогда “suman” назывался — „manta cu glugă”. Богатые крестьяне носили зимой шубы “contăi”, покрытые тонким сукном. Еще более богатой одеждой считали “cojoc” – тулуп из овечьих шкур, сшитых мехом внутрь, свободным покроем.
ОЛОВНЫЕ УБОРЫ
Зимним головным убором была островерхая барашковая шапка “cușmă”. Летом носили войлочную или соломенную шляпу. Мужчины, согласно обычаю, не должны были выходить из дому без головного убора. Молодые парни украшали праздничные шляпы лентами, цветами или павлиньим пером.
ТРАДИЦИОННАЯ МОЛДАВСКАЯ ОБУВЬ
Древнее изготовление обуви в Молдавии было обычным процессом. Традиционной молдавской обувью были – “opinci”. Сначала разделывали щкуры и шерсть животных, и из них шили вручную обувь. Самодельная кожаная обувь, по форме напоминающая болгарские “опанки”, или украинские “постолы”. Их изготовляли из свиной или коровьей кожи. Бедные крестьяне плели “opinci” из камыша или из липовой коры. По форме их можно разделить на два типа. На севере носили „opinci” с носком, в остальных районах, носили их без носка, равномерно стянутые складками спереди. До кожаной обуви люди обувались в обувь, сделанную из растений. Сначала готовили связки, которые потом присоединяли друг к другу с помощью веревок и получалась целая соломенная плоскость. Ее можно было согнуть и обвязать веревками. Получалось что-то вроде русского лаптя.
РАЗНОВИДНОСТИ ПОЯСОВ
Обязательной частью молдавского костюма был пояс – древний элемент одежды. Археологические находки говорят, что на территории Молдавии уже в V веке в быту применяли кожаные пояса с металлическими накладками. В древности у молдован существовали верования в чудодейственную силу, которую придает пояс. Пояс, над которым был прочитан заговор, надевали для излечения больному или жениху на свадьбу – “на счастье”. В некоторых селах был обычай, по которому весной перед посевом крестьяне, выйдя в поле, подбрасывали вверх красные пояса с пожеланиями, чтобы так же “высоко росла пшеница”.
По форме пояса были различны. Наибольшее распространение имел пояс тканый шерстяной. Женщины помимо шерстяных носили шелковые разноцветные пояса. Пояс в прошлом служил как бы возрастным показателем, его надевали только взрослые женщины. Так , в преднестровских селах Севериновка, Подойма девушки носили широкие цветные пояса, сшитые из покупного сатина “brîu mare”. Ширина пояса доходила до 15-18см. Поверх пояса повязывали несколько синих лент. В селах Слободзейского района, в послевоенные годы девушки на выданье подпоясывались косынкой, повязывая углом вниз. Замужние женщины, носили узкие, шерстяные пояса “brîu de lînă”, вытканые на станке. Женские пояса были уже мужских. Пояс шириной 10-12см. назывался „cingă”. Были и еще тоньше пояса назывались “frîngii”, которыми, подвязывали юбки.
У мужчин в прошлом были распространены шерстяные пояса. Поверх шерстяного надевали узкий кожаный пояс с медными блёстками. Пастухи носили широкие, до 30см., кожаные пояса “cimir”. Такие пояса, были украшены блёстками и внутри имели карман для денег, снаружи к ним подвешивали различные предметы – трубку либо нож. На севере Молдавии богатые крестьяне заказывали широкие пояса у мастеров-шорников. Бедняки подпоясывались веревками.
Длина доходила до двух метров, а ширина до двадцать пяти см. Для измерения ширины пояса пользовались мерой „palmă”, равной 28см. Еще шире поса измерялись другой мерой “palmă domnească“, длина которой равна 29см. Мужские пояса чаще делали одноцветными – красными, синими, зелеными либо белыми. Иногда в расцветке появлялись горизонтальные полосы другого цвета. В северных районах можно было увидеть пояса с крупным рисунком, изображающим листья и цветы, а также ветви дерева с крупными листьями. Эти пояса были только женскими и вышивались разноцветными шерстяными нитками.
pan4en.livejournal.com
Молдавский народный костюм
Молдавия является одной из стран, где прослеживается огромное влияние других культур на традиционный (молдавский) национальный костюм. Практически все элементы наряда были позаимствованы у других народов. Основным компонентом стала рубашка туникообразной формы, либо с цельнокроеными рукавами. Такие рубашки обильно украшались вышивкой, а также цветочным орнаментом по груди, подолу и воротнику. Особой популярностью пользовались наряды с вышивкой счетными швами. Это мережа, крестик и гладь.
Особенности молдавского народного костюма
Отличительными чертами молдавского наряда являются крой в талию, пояс, применение белой ткани и полотенчатообразный головной убор. До замужества женский молдавский народный костюм исключал ношение головного убора, а в праздничные дни костюм украшали бусами, серьгами и кольцами. Примечательно, что в костюме позволялось сочетание только двух-трех оттенков, а вышивка выполнялась в большинстве случаев в черном цвете.
Отдельного внимания заслуживают юбки, которые шились из чистой шерсти или хлопка с шерстяным утоком. Самой популярной моделью была юбка “catrină”, представляющая собой цельную несшитую ткань, которую оборачивали вокруг бедер. Главное при этом, чтобы одна пола ложилась на другую, после чего юбка крепилась поясом. В прохладное время года женщины носили жилетки, богато украшенные орнаментом.
История молдавского народного костюма изменилась в 19 веке, когда в моду вошли полотняные передники. Наличие такого передника и головного убора указывали на статус женщины в обществе. Описывая молдавский народный костюм, не стоит забывать о его обязательной детали – поясе. В Молдавии пояс служил показателем возраста женщины, и носили его только взрослые. Кроме шерстяных тканей в моде были шелковые пояса разноцветной окраски.
womanadvice.ru