Разное 

Посуда расписная – Расписная посуда – купить на Ярмарке Мастеров

посуда, достойная царского стола – Ярмарка Мастеров

За окошком осень, и самое время вспомнить о замечательном, очень «осеннем» народном промысле — хохломской росписи.
Хохломская роспись — уникальное явление в мировой культуре. Этот стиль росписи деревянной посуды исконно русский, нигде в мире более неповторяющийся!

Хохломская роспись зародилась в Заволжье, а свое название получила по одному из сел Нижегородского округа — Хохломы. Во второй половине XVII века после церковных реформ очень много старообрядцев искало убежища в этих местах. Среди них были иконописцы, благодаря которым и появилась хохломская роспись.

При росписи икон использовалась такая технология: чтобы окрасить фон в золотой цвет, мастера использовали не золото, а более дешевый порошок серебра. После росписи икону покрывали льняным маслом и запекали в печи, в результате чего фон становился золотого цвета. Вот такая алхимия! Подобную технологию мастера стали испольовать в хохломской росписи, только вместо серебра брали порошок олова (а в настоящее время — алюминия) , но результат тот же — изделие становилась солнечно-золотым. Поистине, посуда, достойная царского стола, но доступная и простым людям!

Основные цвета, используемые в хохломской росписи: золотой, черный и красный. Иногда эти цвета дополняют зелёным, коричневым, оранжевым, желтым. Мотивы, используемые в росписи, в основном природные: это травы, цветы, ягоды,
У верховой росписи есть несколько разновидностей, вот так называяемая «травная роспись» — самая простая из хохломской:

А это роспись «под листок», «под ягодку»:

Вот такая верховая роспись называется «Пряник» или «Рыжик» и символизирует солнце:

Фоновая же роспись выполняется так: мастер черным или красным цветом прорисовывает контуры композиции, а затем закрашивает фон и прорисовывает штрихами детали. Это очень трудоемкая работа!

К фоновой росписи относится вид композиции, которая называется «кудрина» — причудливые узорчатые листочки, цветы и плоды:

Для меня было открытием, что бывает ещё и зелёная хохлома. Делают такую роспись на предприятии «Хохломская Роспись» города Семенова, Нижегородской области.

Говорят, что когда-то на это предприятие приезжала Людмила Зыкина и попросила сделать для себя что-нибудь с её любимыми цветами — ландышами. В её просьбе ей не отказали, а потом и запустили этот вариант росписи в массовое производство.

И ведь какой замечательный узор получился! Спасибо Людмиле Георгиевне Зыкиной, что вдохновила мастеров на создание нового стандарта хохломы. Очень приятно и радостно, что такой древний и уникальный народный промыслел не только процветает по сей день, но ещё и гармонично развивается!

И, напоследок, вот такой шедевр современной хохломы:

Спасибо за внимание! Надеюсь, вам понравилось. Мне будет очень приятно, если поддержите меня лайком 🙂

www.livemaster.ru

Хохлома: посуда со «славянской душой» (20 фото)

Ищем авторов для нашего сайта, которые ОЧЕНЬ хорошо разбираются в дизайне интерьеров.
Обращаться на почту [email protected].

11.10.2017

Русская культура прекрасна во всех отношениях. Художественное творчество всегда олицетворяло богатство души каждого славянина, а стилистика и оригинальные приемы некоторых направлений актуальны до сих пор. Для ценителей исконно русских мотивов и всех, кто ищет оригинальные идеи для домашнего рукоделия, хохломская роспись является и источником для вдохновения, и подручным пособием, как преобразовать совершенно любую вещь в настоящее произведение искусства.

Описание

Хохломой называют русский народный промысел, который зародился в средине XVII века в Нижнем Новгороде. Сегодня это образец богатого орнамента, который смотрится органично и стильно в самых разных интерпретациях.

Старинное предание гласит, что когда-то в лесах неподалеку от Нижнего Новгорода на берегу реки жил один человек. Никто не знал, кто он и откуда, но все знали, какие чудные росписи он мог делать так, что простая посуда или предметы быта казались сделанными из чистого золота.

Царь, узнав о таком умельце, послал гонцов, чтобы они отыскали мастера и привели его служить во дворец. Поиски длились долго, но человека этого так никто и не нашел. Однако у мастера были ученики, которые продолжали его работу. Так в каждом доме новгородцев было немерено сокровищ с витиеватыми рисунками, популярными и сегодня.

Какие предметы можно украшать росписью

Согласно старинным обычаям расписывают вещи домашнего обихода, посуду, некоторые элементы самого дома. Орнаментом украшают как праздничный декор, так и повседневный вариант. Чаще всего роспись встречается на таких атрибутах:

  • Ложки;
  • Матрешки;
  • Подносы;
  • Большие и маленькие тарелки;
  • Блюдца;
  • Шкатулки;
  • Сундуки всех размеров;
  • Небольшие бочонки;
  • Горшки;
  • Короба;
  • Прядильные принадлежности;
  • Ручки;
  • Рукоятки ножей и столовых приборов;
  • Вазы;
  • Доски для разделки;
  • Полки на кухне.

Исконно русские традиционные мотивы актуальны и сегодня.

На пике популярности можно встретить совершенно нетрадиционные вещи с росписью «хохлома». Фактически любая поверхность может стать основой для смелых дизайнерских экспериментов в этническом стиле: от домашнего текстиля и панелей домашней бытовой техники до аэрографии на автомобилях или рисунках боди-арт и тату.

Виды росписи

Сегодня посуда под хохлому – наиболее популярный вариант использования русских мотивов в интерьере. Интересные изделия можно купить в магазине или сделать своими руками. Существует два основных типа росписи в хохломском стиле:

  • Верховое;
  • Фоновое.

Верховая роспись делается пластичными мазками на поверхности, которую предварительно пролуживают. Мастер изначально наносит рисунок черной или алой краской на фон будущего изделия. Существует три формата орнамента.

«Травинки»

Изображают осоку, белоус, луговик, используя завитки и различные по интенсивности и характеру нанесения мазки. Общий фон дополняют мелкими ягодками, колосками и серебристыми переливами, которые обогащали фон.

«Под листву» или «под ягодку»

Мастера работают крупными жирными мазками, посредством которых изображают овальные листья и ягодки. Чаще всего рисуют ромашки, виноград, землянику, ягоды смородины и калины, колокольчики, клюкву и крыжовник.

«Пряник»

Это геометрическая фигура, состоящая из ромба или квадрата и центральным элементом в виде солнца. Этот тип росписи самый условный и простой.

Встречаются узоры, где применяется только один тип рисунка. Самые богатые и сложные орнаменты содержат в себе сразу все типы рисунка.

Фоновые мотивы

Фоновая хохлома – это сочетание черного или красного фона с золотым узором. Для письма такого рода характерны следующие художественные приемы:

  • «Под фон». Изначально мастер формирует рисунок (рыбы, анималистика, растения, геометрические композиции), а затем заполняет фон соответствующим цветом;
  • «Кудрина». Это оригинальная техника, позволяющая получить расписную вещь с обилием кудрявых узоров. С помощью завитков формируют любые мотивы и сложные композиции (от простых «травинок» до сложных изображений зверей или птиц).

Золотая хохлома смотрится наиболее эффектно, когда золотые орнаменты комбинируются только с черным и красным цветом. Фоновую роспись не дополняют другими тонами.

Общие понятия технологии

Изначально мастера делали грубые заготовки из дерева. В простонародье это занятие называли «бить баклуши». Излишек древесной породы снимали резцом, придавая заготовке нужную форму. Изделия грунтували вапой (глиной). После грунтования заготовки должны подсохнуть, как минимум 6 часов. Затем предметы покрывали льняным маслом. Обычно мастера не скупились и обрабатывали будущие предметы декора и быта несколькими шарами олифы.

Следующий этап – интенсивное лужение. Поверхность заготовки активно обрабатывались алюминиевым порошком. Теперь изделие готово к непосредственной росписи.

Для работы применялись именно масляные краски. Основные цвета: красный и черный. Чтобы орнамент был более динамичным, а сама композиция живее, иногда использовали дополнительные оттенки: коричневый, светло-зеленый, желтый, молочный.

Как только рисунок был готов, изделие покрывали толстым слоем лака. Затем на протяжении 4 часов происходила закалка в печи (температура достигала 160 градусов и выше).

Как сделать русскую роспись своими руками?

Расписанная собственноручно посуда будет источать особый шарм. Сделать эксклюзивное изделие сможет и новичок. Однако перед тем как приступать к декору подобранных изделий, лучше потренироваться на обычной бумаге или ватмане.

Для первых уроков лучше вооружиться простой кисточкой и любыми красками. На бумаге можно пробовать изображать традиционные флористические мотивы, плавно переходя к более сложной анималистике.

Первые попытки

Когда техника будет немного отточена, можно приступать к практической части. Для начала стоит подобрать простые изделия с ровной поверхностью. Наиболее удобными в работе считаются такие предметы:

  • Подносы;
  • Полки;
  • Стулья;
  • Ткани;
  • Панель ноутбука или телефона;
  • Кухонная разделочная доска.

Пожалуй, самый лучший вариант для старта – кухонная доска. Если первый опыт будет удачным, она станет эффектным дополнением к интерьеру на кухне. Также важно помнить, что деревянная посуда более удобная в работе. А вот для пластика, шелка и других специфических фактур следует подбирать не только специальные краски, но и предварительно обрабатывать саму поверхность, которая будет разрисовываться.

roomplan.ru

Деревянная посуда Руси » Перуница


Трудно сказать, с каких времен началось на Руси изготовление точеной деревянной посуды. Археологические находки на территории Новгорода и на месте болгарских поселений в Поволжье говорят о том, что токарный станок был известен еще в XII в. В Киеве, в тайниках десятинной церкви, при раскопках была найдена точеная миска. В XVI-XVII вв. установка простейшего, так называемого лучкового, токарного станка была доступна каждому рядовому ремесленнику.

О местах производства и рынках сбыта деревянной точеной посуды в XVI — начале XVII в. дают большой материал приходно-расходные книги, таможенные книги, акты и описи имущества монастырей. Из них видно, что выработкой деревянной токарной посуды занимались оброчные крестьяне Волоколамского, Троице-Сергиев-ского, Кирило-Белозерского монастырей, ремесленники Калужской и Тверской губерний, посадские люди Нижнего Новгорода и Арзамаса. К концу XVIII в. производство деревянной токарной посуды стало массовым. Русские ремесленники создали поистине совершенные формы: ставцы, ставчики, братины, блюда, чаши, кубки, чарки, стаканы (рис. 1). Мастерство, передаваемое по наследству, совершенствовалось творчеством каждого поколения.


Рис. 1. Распространенные формы русской токарной посуды. XV-XVIII вв.: 1 — братина; 2 — чаша; 3, 4 — блюда; 5, 6 — кубки; 7 — стакан; 8 — чарка; 9 — ставчик; 10 — ставец.

Из индивидуальной посуды самым распространенным был ставец — глубокий сосуд наподобие чаши с плоским поддоном и объемной крышкой. Некоторые из них имели фигурные рукояти. Ставцы были разной величины: ставы, ставцы и ставчики. Ставцы и ставчики применялись как обеденная посуда. Ставы большие служили хранилищем для посуды меньшего размера и хлебных изделий. Праздничный стол украшали братины, блюда, тарели, кубки, чарки, стопы. Братину — сосуд шарообразной формы среднего размера с небольшой шейкой сверху и немного отогнутым наружу венчиком всегда делали на поддоне. Братина служила для подачи на стол напитков. На блюдах и тарелях с широкими краями, плоскими бортиками и круглыми поддонами или рельефами подавали на стол пироги, мясо, рыбу, сладости. Диаметр блюд достигал 45 см. Самым распространенным в крестьянской среде типом посуды была чаша — сосуд полусферической формы с прямым венчиком, плоским низким поддоном или небольшим круглым рельефом. У этих чаш отношение высоты к диаметру часто равнялось 1:3. Для устойчивости диаметр поддона делали равным высоте чаши. Диаметр ходовых чаш — 14-19 см. Крупные чаши достигали в диаметре 30 см, а бурлацкие — даже 50 см. Непременной принадлежностью каждого стола была солонка. Точеные солонки представляют собой небольшие вместительные сосуды с низким устойчивым поддоном, с крышкой или без нее. Большой популярностью с XIX в. стала пользоваться хохломская посуда, которую изготовляли в большом количестве в Семеновском уезде Нижегородской губернии (Горьковская обл.). Ее можно было встретить не только в России, но и в странах Востока.

Популярности хохломской посуды способствовали промышленные выставки: в 1853 г. она впервые демонстрировалась на отечественной выставке, а в 1857 г. — на зарубежной. В конце прошлого века ее экспортировали во Францию, Германию, Англию, Северную Америку. На протяжении столетий в этом промысле складывались и совершенствовались определенные типы деревянной посуды, отличающиеся благородной простотой силуэта, строгостью пропорций, отсутствием вычурных, дробящих форму деталей. Современные мастера, используя лучшие традиции прошлого, продолжают выделку деревянной посуды, являющейся одновременно предметами быта и великолепным украшением жилища.

В Горьковской области существует два исторически сложившихся очага промысла — в селе Семине Ковернинского района и в городе Семенове. Семинские изделия — массивные чаши и ковши — выполнены в традициях крестьянской деревянной посуды. Семеновская посуда отличается большей утонченностью, для нее свойственны усовершенствованные формы, затейливые крышки и ручки. Поиски новых видов изделий привели к созданию неизвестных раньше наборов и комплектов посуды. Широкое признание получили столовые и рыбацкие наборы, наборы для кофе (рис. 2) и чая, наборы для салата, ягод и варенья, специй. В наборы, а также сервизы обычно входит несколько предметов — до шести чашек, стопок, стаканов, блюдец, большая братина или супница с крышкой, кофейник или квасник, сахарница, сливочник, солонка и перечник. Часто наборы дополняют большие тарели — подносы. В каждый набор обязательно входят ложки — столовые или чайные, для салата, уполовники. Утилитарная в своей основе хохломская посуда отличается пластической выразительностью форм, выгодно подчеркивающей художественные достоинства украшающей ее росписи.


Рис. 2. Набор для кофе. Липа, масло, точение, резьба, роспись “Кудрина”. Н. И. Иванова, Н. П. Сальникова, 1970-е гг., г. Семенов, объединение “Хохломская роспись”.


Наиболее древняя ложка (рис. 1), видимо, имевшая ритуальное назначение, найдена в Горбуновском торфянике на Урале. У нее вытянутый, яйцевидной формы черпачек и изогнутая ручка, заканчивающаяся птичьей головкой, что придает ей образ плывущей, птицы.

Рис. 1. Ложка. Дерево, резьба. II тысячелетие до н. э., г. Нижний Тагил, Горбуновский торфяник. Исторический музей.

В Новгороде Великом существовало много разновидностей деревянных ложек (рис. 2). Особенно обращают на себя внимание ложки с небольшим, как бы приподнятым на гребешке плоским черенком. Новгородские мастера украшали их резьбой и росписью. Орнамент — плетенка, выполненный в технике контурной резьбы, поясками наносился на черенок и обрамлял лопасть. На Русском Севере в XVII в. были известны ложки репчатые вологодского дела, сделанные в Вологодском крае, а также ложки шадровые с костьми, коренные с костками или ложки с присадкой морского зуба, т. е. инкрустированные костью, моржовым клыком.


Рис. 2. Ложки. Клен, резьба. Новгород Великий: 1, 2 — простые ложки. XIII вв.; 3, 4, 5 — дорожные ложки, X, XI, XVI вв.

У каждой народности нашей страны существуют свои собственные формы ложек, но наиболее известны ложки, сделанные в Волго-Вятском крае (рис. 3). Их свыше сорока разновидностей, только в Горьковской области делали и делают уполовники, ложку протирку, салатную, рыбацкую, тонкую, межеумок, полубасок, сибирку, детскую, горчичную, ложку для варенья и др. Черпачок у горьковских ложек чаще сферической формы, а округлая или ограненная ручка-черенок заканчивается коковкой — утолщением в виде срезанной пирамидки. Кировская ложка имеет яйцевидный черпачок и плоскую, чуть загнутую ручку. Изготовление ложек уже в прошлом было хорошо налаженным, разветвленным производством. В одних селениях делали заготовки, так называемые осколки или баклуши. В небольшом обрубке с чуть отесанными краями, расширяющимися в той части, какая должна стать черпачком, с трудом угадывалась ложка. В других селениях ложкари теслом начерно выдалбливали углубление, которое потом резцом-крючком выбирали начисто. Уверенным движением ножа срезали лишнее с ручки, придавая ей небольшой изгиб, и ложка была готова. Русские мастера настолько отработали приемы резьбы ложки, что на ее изготовление затрачивается 15 — 20 мин.

Рис. 3. Русские ложки XIX-XX вв. ГИМ.


На Руси издавна резали всевозможных форм, размеров и назначений деревянную посуду: ковши, скопкари, ендовы и другие. Сегодня известно несколько типов традиционных русских ковшей: московские, Козьмодемьянские, тверские, ярославско-костромские, вологодские, северодвинские и т. д. (рис. 1).

Рис. 1. Русская праздничная посуда. XVII-XIX вв.: 1 — каповый ладьевидным московский ковш; 2 — большой Козьмодемьянским ковш; 3 — Козьмодемьянские ковши-черпаки; 4 — тверской ковш “конюх”; 5 — ковш ярославско-костромского типа; 6 — вологодский ковш-налевка; 7 — северодвинский скопкарь; 8 — тверская ендова; 9 — северодвинская ендова.

Для московских ковшей, изготовлявшихся из капа с красивым рисунком текстуры, характерны чаши четкой, даже изысканной ладьевидной формы с плоским дном, заостренным носиком и короткой горизонтальной рукоятью. Благодаря плотности и прочности материала стенки подобных сосудов часто были толщиной с ореховую скорлупу. Каповую посуду нередко делали в серебряной оправе. Известны ковши XVIII в., достигающие в диаметре 60 см. Козьмодемьянские ковши долбили из липы. Форма их ладьевидная и очень близкая к форме московских ковшей, но они значительно глубже и больше по объему. Некоторые из них достигали вместимости двух-трех, а иногда и четырех ведер. Рукоять плоская горизонтальная с конструктивным дополнением сугубо местного характера — прорезной петлей внизу. Для Козьмодемьянска характерны и малые ковши-черпаки, которые служили для зачерпывания напитков из больших ведерных ковшей. Они преимущественно ладьевидной формы, с округлым, чуть уплощенным дном. Почти вертикально поставленная, идущая от донышка многоярусная в виде архитектурного сооружения рукоять украшена сквозной резьбой, завершающейся изображением коня, реже птицы.

Тверские ковши заметно отличаются от московских и Козьмодемьянских. Своеобразие их заключается уже в том, что они выдолблены из корня дерева. Сохраняя в основном форму ладьи, они больше вытянуты в ширину, чем в длину, из-за чего кажутся сплющенными. Носовая часть ковша, как обычно у ладьевидных сосудов, поднята кверху и заканчивается двумя-тремя конскими головками, за что тверские ковши и получили название «конюхи». Рукоять ковша прямая граненая, верхняя грань, как правило, украшена орнаментальной резьбой. Ковши ярославско-костромской группы имеют глубокую округлую, иногда сплюснутую ладьевидную чашу, края которой немного загнуты внутрь. В более ранних ковшах чаша поднята на невысокий поддон. Рукояти их вырезаны в виде фигурной петли, носик — в виде петушиной головки с острым клювом и бородкой. Вологодские ковши-налевки предназначены для зачерпывания напитков из больших ковшей-скопкарей. Для них характерна ладьевидная форма и круглое сферическое дно, их, как правило, подвешивали на большой ковш. Рукояти в форме крючка украшали прорезным орнаментом в виде уточек.

На Русском Севере из корня дерева вырезали ковши-скопкари. Скопкарь представляет собой ладьевидный сосуд, подобный ковшу, но имеющий две рукояти, одна из которых обязательно в виде головки птицы или коня. По бытовому назначению скопкари делятся на большие, средние и малые. Большие и средние — для подачи напитков на стол, малые — для индивидуального пользования, подобно малым чаркам. Северодвинские скопкари также резали из корня. Они имеют четкую ладьевидную форму, рукояти, обработанные в виде головки и хвоста водоплавающей птицы, да и всем своим видом они напоминают водоплавающую птицу.

Наряду с ковшами и скопкарями украшением праздничного стола были и ендовы или «яндовы». Ендова — невысокая чаша с носком для слива. Большие ендовы вмещали до ведра жидкости. Известны тверские и северодвинские их варианты. Лучшие тверские ендовы вырезаны из капа. Они представляют собой чашу на поддоне овальной или кубической формы с носком-сливом в виде желоба и рукояткой. Ендова северодвинского типа имеет форму круглой чаши на низком поддоне, со слегка отогнутыми краями, с полуоткрытым носком в виде желобка, иногда фигурно вырезанного. Рукоятка встречается очень редко. Первоначальная обработка описанных предметов производилась топором, глубину сосуда выдалбливали (выбирали) теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом. Образцы русской деревянной посуды демонстрируют высокое мастерство, выработанное не одним поколением народных мастеров.

Когда на территории России началось изготовление деревянной резной посуды, сказать трудно. Самая ранняя находка ковша датируется II тысячелетием до н. э. Археологические раскопки на территории Киевской Руси и Новгорода Великого указывают на то, что производство деревянной посуды было развито уже в X — XII вв. В XVI — XVII вв. посуду из дерева делали крепостные помещичьи и монастырские крестьяне или стрельцы. Широкое развитие производство деревянной посуды и ложек получило в XVII в., когда спрос на них возрос как в городе, так и в деревне. В XIX в. с развитием промышленности и появлением металлической, фарфоровой, фаянсовой и стеклянной посуды резко сокращается необходимость в посуде деревянной. Ее производство сохраняется в основном в промысловых районах Поволжья.

В настоящее время ковши-черпаки и настольные ковши являются одним из излюбленных видов художественных изделий из дерева. Архангельские мастера, сохраняя традиционную основу северорусского ковша, предпочитают не лакировать бархатистую, чуть тонированную в серебристые или светло-коричневые тона поверхность древесины. Мастера подмосковного хотьковского промысла создали собственный образ современного ковша, ковша-чаши, ковша-вазы, украшающего праздничный стол (рис. 2). Для них характерна мощная пластика форм, необычная, поблескивающая внутренним светом, приятного тона поверхность. Традиционным для промысла стал ковш-парус с высоко поднятым расправленным парусом-ручкой, на котором, как правило, вырезают куст знаменитого кудринского орнамента.


Рис. 2. Ковш. Липа, кудринская резьба. 1970-е гг., Хотьково, фабрика резных художественных изделий.

Источник: reznoe.su

www.perunica.ru

секреты расписной посуды, фестивали, традиции, рекорды.

Огненная, пламенная, яркая. Хохломской промысел — один из самых древних на Руси. Зародился в глухих лесных деревнях.

Нижегородские леса в ХVII веке служили пристанищем для старообрядцев. В их числе были мастера-иконописцы. Именно они, по преданиям, и подсказали крестьянам технику росписи, ставшей впоследствии хохломой.

Получила свое имя хохлома от названия торговой деревни, где продавали расписную посуду. Промысел возник после освобождения от татаро-монгольского ига. Захватчики опустошили земли, и жители разграбленных деревень кормились продажей расписных изделий.

Хохломская роспись посуды

Хохломская роспись посуды

Хохломская роспись посуды

Хохломское золото – лишь видимость. Покрывают дерево серебристым оловом. А вот после обжига хохлома принимает свой драгоценный вид. Весь секрет — в специальном лаке из льняного масла.

Своим развитием хохлома обязана монастырям. В старину олово стоило дорого. Вот и работали по подряду в святых обителях. Лишь для Троице-Сергиевой лавры посуду делали жители 80 деревень.

По Волге отправляли хохлому в далекие страны. Расписную посуду охотно покупали в Персии, Индии, Средней Азии. На Всемирной выставке 1889 года хохломская роспись покорила Париж.

Начиная с XIX века, одним из самых узнаваемых и популярных товаров была хохломская ложка. На ее изготовление мастера тратили не более 15 минут. Предприимчивые немцы пытались наладить свое производство, но качеством их изделия не вышли.

Самая большая ложка в мире расписана под хохлому. Ее длина — 2 метра 67 сантиметров. Хранится гигантский столовый прибор в музее при фабрике хохломы в Семёнове. В числе экспонатов — и двухметровая чаша братина.

Музей народного быта «Дом Семена-ложкаря»Музей истории художественных промыслов Нижегородской области

В 1912 году из Одесского порта отправилась по свету плавучая выставка хохломской посуды. Добралась до Ливана, Египта, Турции. Тогда же открылись первые международные представительства по продаже изделий русского промысла — в Париже и Варшаве.

Побывали хохломские узоры и под облаками. К 40-летию полетов из Лондона в Москву под хохлому расписали фюзеляжи восьми лайнеров авиакомпании British Airways.

Город Семёнов был официально признан столицей художественных промыслов, и именно там проходит Международный фестиваль народных промыслов «Золотая хохлома». Одним из главных символов праздника остается 2,5-метровый пирог в виде Жар-птицы, символа хохломской росписи.

www.culture.ru

Узбекская посуда, восточная сказка

Чайный сервиз в восточном стиле, при этих словах у меня в уме всегда вырисовывается посуда почему то именно в узбекском стиле. Конечно у разных народов разные традиции росписи и для посуды особенно, но сегодня свой пост я посвящаю именно традиционной, замысловатой и очень красивой керамике Узбекистана.

С детства я мечтаю украсить свою кухню расписными тарелками, пиалами и великолепным чайником из солнечного Узбекистана, в нашем сибирском доме такой посуды никогда не было, слишком далеко от нас восточные базары. Но такую посуду я видела в  советских фильмах, эта народная красота, наряду с традиционными восточными интерьерами и садами, прочно засела в моей памяти.

Я расскажу сегодня о четырёх наиболее известных видах узбекской керамики.

Первый вид, керамика из города

Хорезм, считается самым древним.

Вся посуда изготавливается исключительно по старинным канонам, все краски, материалы, натуральны, использование современных красок, лаков и прочего, абсолютно не допустимо!

В центре каждого из лепестков украшающих традиционное хорезмское блюдо, нарисован оберег, кинжал, призванный защитить хозяина от всех бед и врагов. А мотив этот настолько древний, что встречается на посуде изготовленной до н.э.

Орнамент на хорезмской посуде достаточно узнаваем, мастера не позволяют себе приносить в традиционные мотивы особые новшества, что и прекрасно, ведь благодаря такому консерватизму удаётся сохранить столь древнее искусство в неизменном виде.

Второй вид, тоже достаточно древний, называется Риштанская керамика.

Сегодня Риштан это известный город мастеров, без преувеличения можно сказать, что риштанская керамика, с характерными орнаментами и уникальным изумрудным цветом, известна во всём мире. Зарождению этой прекрасной керамики способствовало то, что всё необходимое для производства посуды можно найти в окрестностях самого Риштана, начиная от глины и заканчивая красками.

Орнаменты на посуде, это не просто красивые рисунки, это послание, как и любая народная роспись.

А местные мастера считают свою глину самой лучшей, называют её, хоки сурх и считается, что она настолько хорошо, что даже не нуждается в предварительной обработке.

Краска применяемая традиционно для росписи Риштанской керамики, изготавливается из произрастающих в этих местах трав. Радующие глаз изумрудные тона, это ишкоровая глазурь, дошедшая до наших дней из глубокой древности, благодаря стараниям мастеров сохранивших  народное искусство. И хотя у риштанской керамики свой неповторимый стиль, всё же каждый мастер имеет собственные секреты создания краски и росписи посуды.

Третий вид узбекской посуды, называется «Пахта». 

Этот вид росписи зародился в советские времена,  когда Узбекистан был главным поставщиком хлопка по всему союзу. Не удивительно, что основой элемент этого орнамента и стал стиллизованный бутон хлопка, а так как хлопок на узбекском называется пахта, то и стиль оформления этой посуды получил такое же название. 

Такая посуда получила широкое распространение по всему бывшему СССР, сине-белый орнамент с золотыми узорами можно  встретить во многих семьях. Иногда рисунок дополняют и другие цвета, чёрный, коричневый, жёлтый, зелёный и даже розовый.

Третий вид, это авторский стиль

Такая посуда выполняется в традиционном узбекском стиле, но у каждого мастера она уникальна. В интернете множество известных узбекских мастеров, я не буду перечислять имена, просто предлагаю посмотреть несколько авторских работ.

Ну и ещё несколько прекрасных произведений узбекских мастеров:

Если статья понравилась, то поделитесь с друзьями в социальных сетях, буду благодарна!

izent.ru

Старинная посуда: разновидности и особенности

Старинная посуда привлекает нас своим разнообразием, необычностью, красотой. Она приоткрывает нам занавес над жизнью древних народов, ведь в нее вложено сколько фантазии, творчества, души. Такую посуду сейчас можно увидеть в музеях, на выставках, у коллекционеров или ценителей старинных вещей.

Содержание статьи

 

Старинный чайник

Посуда из дерева

Старая посуда в давние времена изготавливалась в основном из дерева. Русские мастера создавали настоящие произведения искусства. Посуду украшали резьбой, росписью, узорами, рисунками. Чаще всего для ее создания использовали березу, осину, ель, корневища. Посуда из капа — нароста на дереве — считалась самой дорогой.

Виды древней посуды из дерева:

  • ковш;
  • хлебница;
  • солоница;
  • братина;
  • кубки;
  • ставцы;
  • ложки.

1) Старинные ковши.

В давние времена ковш считался праздничной посудой, украшением стола. Его использовали для питья, в нем подавался мед, пиво, квас. На Севере изготавливали ковши-стопкари. Их делали из корня дерева в форме чаши с двумя рукоятями. Последние были выполнены в виде водоплавающей птицы. Для подачи напитков использовали большие и средние ковши, а для распития использовали маленькие ковши.

В Тверской губернии были популярны ковши-конюхи. Их изготавливали из корневища дерева. По форме напоминали чашу с загнутыми внутрь краями. На носу ковша изображали голову коня.

Маленькие ковши — налевки — использовали для того, чтобы налить напитки из ковшей-стопкарей. Их подвешивали на большие ковши. Делались в форме ладьи с круглым дном.

Все ковши расписывали узорами, украшали резьбой, орнаментами.

Старинный ковш

2) Хлебница.

Поскольку хлеб всегда почитали, хранили его в коробках-хлебницах. Их изготавливали из луба, что защищало продукт от плесени и очерствения.

3) Солоница.

Для хранения соли использовали солоницы в форме стульчика или уточки. Ее украшали резьбой, узорами, росписью. Сейчас старинная солоница относится к антиквариату и очень ценится.

4) Плошки.

Широкая, продолговатая посуда с небольшими краями называлась плошкой. В них подавали жареные, запеченные блюда, а также караваи, пироги. В современном мире плошка известна как сковородка.

5) Ендова и кубки.

Одним из сосудов для питья была круглая чаша, которая называлась ендовой. Их вытачивали на станке, а носик делали вручную. Позже начали изготавливать кубки, которые использовались во время праздников. Это очень красивая посуда, разукрашена росписью, резьбой, необычными рисунками. Ендовы делали из дуба, липы, березы, клена, а более дорогие изготавливались из капа.

6) Ставцы.

Ставцы вытачивали на станке. Этот тип посуды представлял собой две чаши, одна из которых служила чашей или тарелкой. В них подавали фрукты и овощи.

7) Ложки.

Старинные ложки очень красивые, они разукрашены рисунками, орнаментами, резьбой. Отличались мотивами и формами в зависимости от региона. Каждая ложка имела свое назначение и название:

  • Ложка-лужица предназначалась для причастия. Ее изготавливали с крестом на рукоятке.
  • Межеумок — это простая ложка средней величины.
  • Бутырка. Самая крупная, бурлацкая ложка. Ею перемешивалось большое количество еды.
  • Баская ложка была разукрашена красиво, празднично.

Наиболее дорогими были чайные, сливочные, горчичные ложки, а также сделанные из клена и фруктовых деревьев.

Посуда из глины

В конце IX – начале Х века в Древней Руси начался гончарный период, появилась посуда из глины. Она изготавливалась с помощью гончарного круга в форме овала, конуса или цилиндра. Из глины делали: кувшины, ложки, горшки, чашки, крынки, миски.

Кувшины делали продолговатой формы с носиком. Они использовались для хранения молока и других кисломолочных продуктов.

Утварь для холодца и заливной рыбы также делали из глины. Ее изготавливали разнообразной формы, украшали цветной глазурью и рисунками. Последние были не только сбоку, но и на дне посуды.

В глиняных кашниках готовили кашу и подавали ее на стол. Глиняные сковородки называли латками. В специальных корчагах из глины готовили квас, а хранили его в бочках из дерева.

Для церковных праздников использовали специальные кувшины с горлом, а для кутьи предназначался горшок сферической формы.

Глиняная посуда

Разнообразие старинной посуды

Посуда из стекла не пользовалась популярностью. В начале ХХ века начали изготавливать медную и чугунную посуду, а также стаканы из цинка.

Знать использовала фарфоровую посуду, чайные сервизы. Постепенно ассортимент посуды расширился. Появились ухваты, корчаги, квашни, бочонки и прочее. Еще позже были построены целые заводы, которые создавали разнообразную фарфоровую и фаянсовую посуду.

С XIII века появились наборы столового серебра. Они очень ценились, были предметом роскоши, передавались из поколения в поколение. Серебряная посуда украшалась узорами, фамильными надписями. Такая посуда была многообразной, интересной. Каждая ложка имела свое назначение, их отдельно изготавливали для варенья, меда, кофе, соли, чая. Предметы сервиза украшали листиками, фигурками, узорами.

Посуда из серебра считалась символом богатства, хорошего вкуса, изящества.

Старинная посуда своеобразна, каждая имеет свою историю, в зависимости от региона, стран она отображает дух, творчество, фантазию древнего народа. Современные люди не перестают восхищаться искусством изготовления старинной посуды, рисунками, тонкой работой и необычными, оригинальными росписями.

dedpodaril.com

Русское народное творчество. Деревянная посуда.

Плывёт утица

С незапамятных времен дерево на Руси было самым любимым материалом. Из него строили дома, делали орудия труда, изготовляли предметы домашнего обихода. И так веками. Из поколения в поколение передавались приемы обработки дерева, умение разбираться в свойствах разных его пород.

Деревянная посуда — один из самых интересных разделов народного творчества. Русские мастера достигли такого совершенства ее форм, что изготов­ленные ими вещи с полным правом можно назвать произведениями скульптуры. А удивительные узоры и краски, покрывающие многие изделия! Обычные ве­щи становились явлением подлинного искусства, в котором сказались и неисчерпаемая фантазия рус­ского народа, и его особое понимание красоты.

Дерево недолговечно, поэтому дошедшая до нас посуда немногочисленна. Большинство изделий — XIX века, а вещей XVII — уже единицы, и встретить их можно только в больших музеях. О древнерусской посуде судить приходится по археологическим раскопкам. Иногда они бывают очень удачны. На­пример, в Новгороде ученые раскопали деревянные миски, ложки, обломки ковшей X—XII веков!

Древняя посуда и более поздняя во многом схожи. Это и понятно: народное искусство традиционно, и многие мотивы — скажем, изображение коней, птиц, солнечных розеток — живут в нем с глубокой древ­ности. В то же время, перенимая ремесло у отцов, бережно сохраняя его основу, каждое новое поколе­ние мастеров вносило и свое собственное понимание старых форм.

Посуда наших предков необыкновенно разнообраз­на. Тут долбленые ковши и точеные миски, жбаны бондарной работы и резные ложки — трудно даже перечислить все виды. Посуда из дерева служила самым разным слоям населения деревни и города, потому спрос на нее постоянно увеличивался. Росло и число мастеров, занимавшихся подобным промыс­лом. В основном это были крестьяне. Они не порывали с главным своим трудом, а выделкой посуды занима­лись чаще всего в зимнее время. Готовую продукцию скупали и развозили по всей России купцы.

Деревянную посуду делали повсюду. Но были и крупные центры — в Московской, Калужской, Твер­ской губерниях; Троице-Сергиев монастырь. Много ее производилось на севере, особенно в Кирилло-Белозерской обители.

В каждом районе преобладали свои, местные, формы посуды и способы ее украшения: тут — кра­сочная роспись, там — искусная резьба. По этим признакам исследователи народного творчества определяют, где выполнена та или иная вещь.

Уже в XVI веке деревянную посуду вывозили для продажи за русские рубежи. Там она чрезвычайно дорого ценилась, особенно в восточных странах. О высоком качестве ее говорит и то, что деревянные сосуды наряду с золотыми и серебряными жерт­вовали в церкви и монастыри. Нередко их препод­носили в дар царям, а те, в свою очередь, жаловали изделия русских мастеров чужестранным послам и монархам.

Какие породы дерева применялись для посудного дела? В богатой лесами стране выбор у мастеров был большой. Брали березу, осину, хвойные породы. Из более мягкой липы резали ложки и ковши-налив­ки, которыми разливали напитки из больших ковшей. В документах порой упоминаются «ложки прямизны» и «ковши коренные» — что это? «Прямизной» называли древесину ствола, а «коренные» сосуды выпол­нялись из мощных корневищ. Крестьянин исполь­зовал все, что давала ему природа: в ход шли дре­весные развилины, луб, кора, даже гибкие корни, удобные для плетения. Особенно прочна и красива была посуда из капа — нароста на дереве, зато она и стоила больших денег.

Многие столетия верой и правдой служила русско­му человеку деревянная посуда. Лишь в прошлом веке начала ее вытеснять более дешевая фабрич­ная — фаянсовая, фарфоровая, стеклянная. Много ли времени прошло, а уже не встретишь на нашем столе ни ковшей, ни братин, ни ендов. Увидеть их можно только в музее: красивые, ладные, необычайно естественные, вещи эти рассказывают нам об удиви­тельном искусстве наших предков. За редким исключением, мы не знаем имен мастеров — даже самые талантливые не подписывали своих работ. Просто передавали умение детям, внукам — всем последую­щим поколениям. Потому и воспринимаем мы эти изделия как творения целого народа.

Древние традиции продолжают жить и в наши дни. Современные мастера Хохломы, Городца, Архан­гельской области бережно хранят и развивают их, создавая новые изделия, украшающие быт человека.

Ковш

Ковш — самый распространенный вид праздничной посуды для напитков. В больших сосудах, вмещавших до нескольких ведер, подавали на стол мед, пиво, квас. Но пили гости из малых ковшей, которые повторяли форму больших. Вместе они составля­ли цельный ансамбль — главное укра­шение стола.

Очень выразительны ковши в виде ладьи или плывущей птицы. Ковш с двумя рукоятями, напоминающими голову и хвост утки, сделан на Север­ной Двине. Название его — скобкарь — очень древнее и сохранилось только на Севере. Обратите внимание на нарядную роспись, которой северо­двинские мастера украшали самые разные предметы крестьянского быта.

Ковш с изображением конских го­лов выполнен в Тверской губернии (ныне Калининская область). Такие сосуды там называли «конюхами». Поверхность их украшали резьбой. В самом центре — геометрическая розетка — древний символ солнца.  Да и сама форма ковшей уводит нас в глубокую старину: водоплавающая птица и конь некогда были символами воды и солнца: Во, всяком случае, образец ковша-скобкаря в виде плыву­щей птицы, найденный в свое время на Урале, ученые датируют II тыся­челетием до нашей эры.

 

Хлебница

Самое почетное место на столе искони занимали хлеб да соль. Неда­ром ими встречали самых дорогих гостей. «Без соли, без хлеба — худая беседа»,— говорили на Руси. Тем не менее: «Хлеб-соль ешь, а правду режь!»

Хлеб хранили в специальных коробейках-хлебницах, для изготовления которых обычно использовали луб — слой между корой и сердцевиной дерева. В такой посуде хлеб не черст­вел и не плесневел. Хлебница, которую вы видите на снимке, расписана рукой талантливого крестьянско­го художника Якова Ярыгина, он жил в начале XIX века в Архангельской области. Это один из немногих народ­ных мастеров прошлого, имена кото­рых удалось установить.

 

Солоница-стульчик,  солоница-уточка.

Соль стоила очень дорого. Потому и сосуды, где она хранилась, с особой заботливостью украшали росписью и резьбой. Известны две основные формы солоницы. Одна — стульчик с поднимающимся сиденьем-крышкой, в котором отразились очертания древ­него княжеского трона. Другая, со спинкой, что одновременно служила крышечкой, напоминала все ту же плывущую утицу.

 

Братина

Название, вероятно, происходит от «братчин» праздничных засто­лий, известных по документам с XII века. Обычно у такой посудины шарообразное тулово, перехваченное вверху горлышком-венцом с отогну­тыми краями.

Перед вами одна из самых ста­рых братин, дошедших до наших дней. Она изготовлена в XVIII веке на Русском Севере. Тулово украшено расписным чешуйчатым орнаментом. Над ним полоса, которая поначалу воспринимается как узор. Но, вглядев­шись внимательнее, мы прочтем: «Господа, гостите, пьяны не напивай­тесь, вечера не дожидайтесь».

Надписи на деревянной посуде не часты. Порой они говорят о месте создания вещи, рассказывают о ее хозяине. Большую ценность представ­ляют даты, тоже иногда встречающие­ся. Если ж их нет, то по манере написа­ния букв ученые-палеографы помога­ют приблизительно датировать пред­меты. Надписи вроде той, что мы прочли, как бы доносят до нас живое дыхание наших предков, как и мы, ценивших веселую шутку.

 

Ендова, кубки

Другой старинный сосуд для на­питков ендова. Это круглая чаша, выдолбленная вручную или выточен­ная на станке. А вот носик-слив ма­стер всегда вырезал вручную, украшая его иногда резьбой. Ендовы были самые разные от совсем маленьких до ведерных.

Ендова на иллюстрации едва ли не красивейшая в собрании Государ­ственного Исторического музея, бога­то украшенная росписью и резьбой. Сделана она в XVIII веке на Северной Двине. Там же столетием позже изготовлены и кубки. Наряду с малы­ми ковшами, стаканами, чарками куб­ки издавна использовались на Руси во время праздничных пиров.

 

Два ставца, две ложки

Ставец — наиболее распространен­ная посуда для еды вытачивался на токарном станке. Он состоял из двух глубоких чаш, одна из них служи­ла крышкой, но можно было исполь­зовать и каждую половину в отдель­ности. Такая вещь особенно удобна в дороге. В документах упоминаются ставцы разной величины; «ставы», «ставцы» и «ставчики». Поговорка же «всякий старец имей свой ставец» указывает на то, что это индивидуаль­ная посуда.

Наконец, ни праздничный, ни обыденный стол не мог обойтись без деревянной ложки. В старой России их делали до нескольких миллионов штук в год. Причем самые разные: из капа да еще в серебряной оправе; художественной работы — с росписью или резьбой; с укорочен­ным стеблем, чтобы в дороге убирать в ставец. Но большинство составляли самые обычные ложки простой и удобной формы. Ложкарных центров было немало, но к XIX веку самыми попу­лярными стали семеновские ложки, которые изготовляли в Семеновском уезде Нижегородской губернии (те­перь Горьковская область). Отсюда их развозили по всей России и даже в другие страны.

 

О. СТРУГОВА

научный сотрудник Государственного Исторического музея

shedevrs.ru